Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Спиридонова Вера Николаевна

Организация: МБДОУ ДС №44 «Золушка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной    важности, и нет необходимости это доказывать. Но как  воспитывать эту       любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачев

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечит воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права  и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:   

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; 
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;                                        
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам; 
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о малой Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край;
  • знакомство детей с символами государства (флаг, герб, гимн);
  • расширение представлений о Родине – России, о государственных праздниках;
  • расширение представлений о Москве  - главном городе, столице России, о городах страны;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • углубление знаний о Российской армии. Воспитание уважения к защитникам отечества;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: занятиях, играх, труде, в быту -  так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с  взрослыми и сверстниками.

Достигнуть поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам: «Моя семья», «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»,    «Мой город», «Наша Родина – Россия»,  «День народного единства», «Новогодние праздники», «Москва – столица нашей Родины», «Наши космонавты», «День защитника Отечества», «Моя мама»,  «День Победы». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, чтение художественной литературы, работу в уголке книги, свободную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, так как они повышают детскую мыслительную активность.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по ознакомлению с социальным миром, но и по ознакомлению с миром природы, по ознакомлению с предметным окружением,  художественно – эстетическое развитие: рисование, аппликацию, лепку, музыку  (например, «Мой город», «Москва – столица нашей Родины»)

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Осколу, в прошлое города и т.д.).

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, аппликация). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

 

Тематический план работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшей группе по теме: «Мой город».

Старшая группа

Тема: «Мой город»

 

 

Познавательное развитие (приобщение  к социокультурным ценностям).

Тема: «Знакомство с нашим городом».

П. / с: познакомить детей с  родным городом, его историческим прошлым и настоящим. Знать названия родного города, его основные достопримечательности, знаменитых  людей, названия главных улиц и площадей. Учить правильно и точно называть свой домашний адрес. Воспитывать чувство гордости за свой город.

Художественно – эстетическое развитие.

 Рисование. Тема: «Город вечером».

П. / с: учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить оценивать выразительное решение темы.

Художественно – эстетическое развитие. Аппликация (коллективная).

Тема: «Дома на нашей улице».

П. / с: учить детей передавать в аппликации образ городской улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезания по прямой,  косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.  

1.Игра «Семейка слов»

 

 

 

 

2.Игровое упражнение

«Назови себя правильно».

 

 

 

 

 

3.Игра «Где ты живешь?»

 

 

 

Цель: упражнять в  образование однокоренных слов. Город – городок – городище – городские – городовой.

Цель: уметь называть себя нарицательным именем в соответствии с городом, в котором живешь. (Оскольчанка, оскольчанен, оскольчане, жители города Старый Оскол, горожане). Воспитывать чувство сопричастности к жителям своего города.

Цель: учить детей называть свой адрес (улицу, номер дома  и квартиры, этаж).

 

С. / р. игра «Почта».

С. / р. игра « улица».

С. / р. игра «Путешествие по городу».

(на звание адреса дома и детского сада)

Цель: способствовать  творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни; развивать творческое воображение, умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать любовь к своему городу.

 

1.Беседа «Город Старый Оскол – промышленный  центр Белогорья».

 

2.Беседа «Животный и растительный мир нашего края».

 

 

3.Беседа «История моего города».

 

Цель: знать о том, что в городах люди работают на заводах, фабриках, в банках, магазинах и т. д; вспомнить,  где работают родители, в чем заключается их работа, какое значение она имеет для жизни людей города; уметь рассказывать о том, где трудятся горожане и родители.

Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».

Работа в уголке книге:

1.Рассматривание альбома, иллюстраций, фотографий:  «Мой город – Старый Оскол», «Памятники родного города», «Знаменитые места  города и района».                                                2. Подбор художественной литературы по теме: «Родной город».                                                   

 

Цель: расширять представления о родном городе; прививать интерес и любовь к городу, району.  Воспитывать чувство гордости за свой город и героев, которые прославили свою малую Родину.                                                                                       

 1.Чтение « Альманах Осколье».

2.Чтение стихотворений о городе Старый Оскол.

Цель: расширение представлений о родном городе. Воспитывать любовь к «малой Родине».

«Учим стихи наизусть"

 О. Г. Зыкова «Мой город ».

 

Цель: помочь запомнить стихотворение. Воспитывать любовь к родному городу.

 

Экскурсия по городу

Цель: расширять представления о малой Родине; формировать патриотические чувства, познакомить детей с   достопримечательностями родного города. Воспитывать любовь к своему городу; подвести их к пониманию, что их город  - частица Родины.

Конкурс рисунков «Мой любимый город» (Совместно с родителями)

Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

       

 

Тематический план работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе по теме: «Наша Родина – Россия».

             Подготовительная группа

             Тема: «Наша Родина - Россия»

Познавательное развитие (приобщение  к социокультурным ценностям).                             Тема: «Страна, в которой мы живем».

 

П. / с: закрепить знания детей о названии страны: познакомить детей с картой. Дать детям знания о богатстве России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Познавательное развитие (приобщение  к социокультурным ценностям).                             Тема: «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн».

 

П. / с: закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Художественно – эстетическое развитие.

 Рисование по замыслу «Родная страна».

П. / с: закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к Родине.

Художественно – эстетическое развитие (Музыка).

Тема: прослушивание и исполнение песни «Здравствуй, Родина моя» (музыка Ю. Чичкова,  слова К. Ибряева).

2.Музыкально – ритмические движения «Русская пляска с ложками», «А я по лугу», русские народные мелодии.

 

П. / с: приобщать детей к музыкальной культуре, танцам; воспитывать нравственно – патриотические чувства, любовь к Родине.

1.Чтение стихотворения Н. Забилы «Наша Родина», М. Матусовского «С чего начинается Родина», С. Михалкова « Кремлевские звезды», Т. Боковой «Родина».

2.Чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем; произведения И. Агеевой «Флаг российский – триколор». В. Степанова «Герб России».

Чтение пословиц и поговорок о Родине.

Цель: пополнить литературный багаж стихотворениями и рассказами; углублять и уточнять представления о Родине – России. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.  Воспитывать любовь к своей Родине.

 

Работа в уголке книге:

1.Рассматривание альбома, иллюстраций, фотографий:  «Моя Родина», «Страна, в которой мы живем», «Страна моя родная!».

2.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков России.                                                                                3. Подбор художественной литературы по теме: «Наша Родина - Россия».                                                                                 

 

Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше знать о России;

 

Беседа «Природа России».

Беседа «Животный мир России».

Цель: формировать представление детей о красоте природы и животном мире России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

Развлечение «Праздник Родины – России!»

 

Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России.

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн», «Сложи флаг».

 

Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге, гербе.  Формировать уважительное отношение к государственным символам.

«Учим стихи наизусть"

1.Т. Боковой «Необъятная страна».

2.П. Воронько «Лучше нет родного края».

 

Цель: помочь запомнить стихотворение; углублять и уточнять представление о Родине – России; воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

 

С. / р. игра «Путешествие по стране».

Цель: воспитать чувства любви  к родной стране и гордости, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.

Народная п./ игра «Скорее в круг»,

русская народная игра «Палочка – выручалочка», п. игра «Гуси – лебеди», «У медведя во бору».

Цель: воспитывать желание играть в народные игры, нравственно – патриотические чувства.

 

 

Список литературы.

  1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007. 
  2. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 36 -46.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
  5. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы». М.: – Мозаика – Синтез, 2014.

 

 

 

Опубликовано: 27.02.2016