Влияние сверстников на формирование произвольного поведение дошкольника

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Казьмирчук Светлана Семеновна

Организация: МБДОУ ДС №44 «Золушка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Одним из первых о значении общения дошкольников со сверстниками отмечал в своих работах Ж. Пиаже. Он обратил внимание детских психологов к сверстнику как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка. Идею о том, что сверстники в жизни ребенка выполняют иные функции, чем взрослые, и в общей деятельности со сверстником раньше появляются такие ее формы, которые требуют объективного отношения к партнеру, высказал в своей работе Е.В. Субботский. Изучая психологию отношений партнерства у дошкольников, он пришел к выводу, что изменение внутреннего отношения к партнеру и превращение последнего из объекта для глобального подражания в объект критического отношения и объективной оценки происходит сначала по отношению к сверстникам и лишь затем - по отношению к взрослым.

По мнению Е.Е. Кравцовой в общении с ровесниками у ребенка развиваются важнейшие черты личности - он становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т.д. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого. Если взрослый для малыша является, прежде всего, эталоном, которому он стремится во всем подражать, то сверстника можно поправить, дополнить и т.д. В своем исследовании. Е.Е Кравцова отмечает, что возникновение кооперативно-соревновательного вида общения старших дошкольников со сверстниками подготавливает их к овладению общими способами действия в ситуации учебной задачи, а новый тип самосознания и отношения к самому себе связан с формированием у детей действий контроля и оценки.

Одно из важных направлений работ в дошкольной психологии связано с изучением роли сверстников в формировании произвольного поведения детей. Проблема влияния сверстников на поведение дошкольниокв рассматривалась представителями школы социального научения (У. Хартап, Б. Коутс, К. Ален, Б. Харт, Дж. Бьюелл, Ф. Харрис и М. Вулф, К.Рубин и др.). Главный вопрос, который поднимали ученые в своих работах, состоял в анализе процесса «обусловливания» поведения ребенка, в котором поведение других детей выступает в качестве нового класса стимулов или источника особого рода подкрепления. Так, У. Хартап и Б. Коутс изучали склонность детей подражать своим сверстникам и установили, что она возрастала пропорционально силе вторичного подкрепления, исходившего от сверстников. В качестве такого подкрепления выступали подарки, одобрение или поддержка сверстника. Поведение последнего рассматривалось в качестве «модели» или «моделируемого раздражителя», а подражательное поведение ребенка анализировалось согласно общепринятой схеме «обусловливания», без выявления отличительных особенностей этого процесса в данном конкретном случае.

Исследование К. Аллена, Б. Харт, Дж. Бьюелл, Ф. Харрис и М. Вулф показало, что положительное социальное подкрепление оказывает внимание взрослого. В свою очередь, одобрение сверстников – это тоже подкрепление, но относительно более слабое.

Е.В. Субботский, изучая психологию отношений партнерства у дошкольников, пришел к выводу, что изменение внутреннего отношения к партнеру и превращение последнего из объекта для глобального подражания в объект критического отношения и объективной оценки происходит сначала по отношению к сверстникам и лишь затем – по отношению к взрослым. Этот факт объясняется тем, что в жизни ребенка сверстники выполняют иные функции, чем взрослые, и в общей со сверстниками деятельности раньше появляются такие ее формы, которые требуют объективного отношения к партнеру.   

Исследования М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой и др. показали, что в этой сфере общения сверстников создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Благодаря своей эмоциональной насыщенности, непринужденному раскованному характеру, общение с равными партнерами создает благоприятные условия для познания детьми своих возможностей путем свободного выявления творческого, оригинального начала. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника» лучше выделяет в самом себе конкретные действия и качества. Исходя их этого, можно положить, что присутствие и участие сверстников облегчает осознание своего поведения и соответственно помогает контролировать его, что является необходимым условием формирования произвольности. Отдельные факты, полученные в экспериментальных работах, подтверждают данное предположение.

В отечественной психологии роль сверстников в формировании произвольного поведения в основном рассматривается в контексте игровой деятельности. Игра - это деятельность коллективная, ее развитие возможно только в общении с другими детьми, участие которых делает ее более привлекательной, осмысленной, эмоционально насыщенной. По словам Л.С. Выготского, игра - это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть» [12]. Д.Б. Эльконин выделяет два механизма влияния ролевой игры дошкольников на произвольность их поведения. Первый из них состоит в особой мотивации игровой деятельности детей. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным для дошкольника, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Введение сюжета меняет смысл действий для ребенка, и правило поведения неразрывно слитое с привлекательной ролью и сюжетом, становится предметом (мотивом) его деятельности. Второй механизм влияния роли на произвольное поведение дошкольника состоит в  возможности объективации своих действий, способствующей их большей осознанности и управляемости.

Так, в исследовании З.В. Мануйленко изучается влияние сюжетно-ролевой игры на развитие произвольного поведения дошкольников в возрастной динамике. Результаты показали, что в присутствии группы поза неподвижности сохранялась дольше и более строго, чем при отсутствии других детей. При выполнении роли часового в присутствии группы дети иногда указывали ребенку - исполнителю роли - на необходимость определенного поведения. Присутствие детей усиливало контроль за своим поведением и со стороны самого исполнителя.

В исследовании Е.О. Смирновой, где изучалось развитие произвольности в игре с правилом, было выявлено, что участие сверстников подготавливает появление самоконтроля: первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать свое собственное поведение в игре. Эти факты позволяют предположить, что участие сверстников при определенных условиях может стимулировать произвольность поведения. Присутствие и участие других детей, с одной стороны, усиливает мотивацию к деятельности, с другой - способствует осознанию своего поведения. Однако вопрос о конкретном характере влияния сверстника на разные аспекты произвольного поведения на разных этапах дошкольного детства остается открытым.

Экспериментальные исследования, проведенные в рамках концепции генезиса общения (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, А.Г. Рузская, В.Г. Утробина и др.) показали, что на протяжении дошкольного возраста характер общения детей и роль сверстника в жизни ребенка существенно меняются. Так, для младших дошкольников характерно эмоционально-практическое взаимодействие, которое отличается повышенной эмоциональностью и склонностью к взаимному подражанию; в этом возрасте сверстник еще является значимой фигурой в жизнедеятельности ребенка. В 4-5 лет отношение к сверстнику качественно меняется: существенно возрастает значимость сверстника как партнера по общению, возникает потребность в сотрудничестве с другими детьми и в признании сверстников; другой ребенок становится средством самоутверждения и предметом сравнения с собой. К старшему дошкольному возрасту складывается внеситуативно-деловое общение со сверстниками, появляются устойчивые избирательные привязанности, отношение к сверстникам дифференцируется, появляются устойчивые индивидуальные варианты отношения к сверстникам.

Исследование О.В. Гребенниковой, посвященное изучению роли сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников, показало, что присутствие и участие сверстников усиливает мотивацию к деятельности и способствует осознанию своего поведения, что является необходимым условием формирования произвольности. Результаты исследования выявили возрастную динамику: в младшем дошкольном возрасте присутствие сверстников снижает все показатели произвольного поведения; у большинства детей 4–6 лет, наоборот, повышает уровень произвольного поведения, в особенности его показатели, связанные с мотивационно-волевым аспектом (эмоциональное реагирование на результат своих действий и эмоциональная вовлеченность). Сосредоточенность на задаче и точность ее выполнения (операционально-технический аспект) остаются более высокими при участии взрослого. Характер влияния сверстника на произвольное поведение дошкольников во многом зависит от сложности предложенного действия и степени его освоенности. Чем более простым и освоенным является действие, тем более участие сверстников повышает его эффективность. По мере нарастания сложности действия влияние сверстников снижается. Особенности влияния сверстника на произвольное поведение во многом определяется отношением к сверстнику. Конкурентное отношение к другим детям препятствует позитивному влиянию сверстников на произвольное поведение старших дошкольников и делает невозможной «сверстниковую» зону ближайшего развития. Правила и образцы способа действия при этом не усваиваются детьми и не опосредуют их поведение. Коррекционная работа, направленная на формирование доброжелательного отношения к сверстнику у детей 5–6 лет, способствует повышению произвольности их поведения и делает возможной «сверстниковую» зону ближайшего развития.

Таким образом, явно выраженная динамика отношения к сверстнику побуждает предположить, что особенности его влияния на произвольное поведение дошкольников во многом определяются возрастом ребенка и характером его отношения к сверстнику.

 

Опубликовано: 27.02.2016