Значение информационных технологий в учебном процессе начальной школы

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Шайхисламова Сония Фаридовна

Организация: МАОУ «Лицей № 35г. Челябинска»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Одной из ведущих тенденций современного общества является информатизация образования. В требованиях к современному специалисту обращается внимание на владение компьютером педагогов различных предметов как элементом культуры, средством получения, передачи, обработки и хранения информации. Все чаще высказывается точка зрения, что информатизация образования это связь всех его структурных компонентов содержания, форм организации методов и средств обучения, подготовки и воспитания педагогических кадров, единства социально-экономических, психолого-дидактических, материально-технических условий с информационной культурой общества.

Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Использование новых информационных технологий  на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

- облегчается процесс контроля и оценки знаний;

- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

  • в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими,  позволяет сделать этот процесс более плавным;
  • высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
  • мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму

В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.

Внедрение компьютеров перспективно, так как:

  • повышает эффективность проведения урока;
  • организует режим индивидуального опроса;
  • усиливает интерес учащихся к уроку.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.  Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, который:

- дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта;

- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

- усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это помогает психологически комфортно чувствовать себя любому ребенку. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемой темы.

Интернет – мощный инструмент, который стал важной составляющей различных образовательных областей:

  • расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета),
  • предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией,
  • дает возможности для профессионального роста,
  • открывает новые творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала,
  • позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.

Современные информационные технологии используются и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, и поиск информации  для ответов на вопросы и многое другое.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.- № 6.-С.2.
  2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. – 2004. – №2.
  3. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. - 2004.- № 6. –С.14.
  4. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста / Составитель   И.П.Зимина, Е.Н.Костина. Объединение «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 1998 – 24 с.
  5. Селевко Г. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование». 1998 г.
Опубликовано: 14.02.2016