Особенности формирования навыков ручного труда у детей школьного возраста с умственной отсталостью

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Андреева Наталья Алексеевна

Организация: ГБОУ МКШИ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Населенный пункт: Республика Башкортостан Бижбулякский район, с.Михайловка

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому обучению и воспитанию.

В работах Г.И. Дульнева, Б.И. Пинского, и других, исследовавших вопросы трудового обучения детей с умственной отсталостью, отмечается, что педагогически правильно организованное трудовое обучение является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы.

Уроки ручного труда в начальных классах являются первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Задачи этого этапа заключается в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков ручного труда важно создать такие условия, чтобы учитель и учащиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы школьников и любой умственно отсталый ребенок мог оказаться в ситуации успеха, испытывать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей.

На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания умственно отсталые школьники овладевают общетрудовыми умениями и навыками (ориентировка в задании, планирование работы, отчет о выполнении задания, оценка качества работы), знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности.

В связи с этим выбор методов, приемов, форм, средств обучения, а также видов изделий, предлагаемых детям для выполнения на уроках ручного труда, должен отвечать ряду требований. Во-первых, они должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям школьников, способствовать коррекции имеющихся у них психофизического недостатков. Во-вторых, их выбор должен учитывать потребности школьников с интеллектуальными проблемами, способствовать формированию, развитию и реализации положительных мотивов учебно-трудовой деятельности.

В-третьих, изделия, которые изготавливают дети на уроках, должны быть не только полезны, но и красивы, привлекательны для них, вызвать желание иметь такие вещи у себя, уметь делать их самостоятельно. И, наконец, используемые методы, приемы, средства обучения должны побуждать умственно отсталых школьников заниматься различными видами трудовой деятельности и вне уроков ручного труда, способствовать умению культурно организовывать свой повседневный быт и досуг.

Формирование трудовых навыков и умений у школьников с умственной отсталостью происходит путём системного воздействия на общую и мелкую моторику, речь и другие психические процессы с применением природного материала и в тесной связи с естественной познавательной деятельностью ребёнка. Результаты педагогической диагностики показывают, что у большинства детей отмечается недостаточное или слабое развитие, как мелкой моторики, так и речи. Дети овладевают основными формообразующими движениями, способами и приёмами лепки, что является базой для последующего усложнения материала по трудовому обучению в среднем школьном возрасте.

Опубликовано: 12.02.2016