Концепция здоровьесбережения в современном образовательном процессе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Бабина Людмила Андреевна

Организация: МБОУ Молодежненская школа №1

Населенный пункт: Республика Крым, г. Симферополь, п. Аграрное

Перед обществом в целом и перед современной школой стоит задача: воспитание высоконравственной, духовной личности, здоровой физически и психологически, развивающейся в гармонии с окружающим миром и по его законам.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет четыре составляющие здоровья человека, при этом речь идет о здоровье как не просто физическом состоянии, а как о гармонии, комплексе и взаимовлиянии четырех составляющих: физической, социальной, психической и духовной.

ВОЗ: «Здоровье человека – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Суть же педагогической заботы о здоровье ребенка определил еще педагог-новатор В.А.Сухомлинский:

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Организация урока с позиции здоровьесбережения позволяет оздоровить учащихся в ходе уроков без дополнительных затрат сил, времени, финансов. Это раскрытие талантов и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья учащихся.

Согласно классификации педагога-новатора О.Жукова, занимающегося проблемами здоровьесберегающего образования, урок построен правильно с позиции здоровьесбережения, если соблюдены следующие правила:

 

Правило 1: Использованы разные каналы восприятия ( аудиальное, визуальное, кинетическое) и памяти (зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная);

Правило 2: Учтены зоны работоспособности учащихся, умственная работоспособность неодинакова в разные дни рабочей недели;

Правило 3: Грамотно распределена  интенсивность умственной деятельности.
 
Правило 4
:
  Снималось эмоциональное  напряжение на уроке.

Правило 5:  Создан благоприятный  психологический климат на уроке;
 
Правило 6:
 Соблюден личностно – ориентированный  подход к организации учебной деятельности  (создание на уроке творческой атмосферы  взаимного доверия и живого общения,  стимулирующего у детей желание  самореализовать себя);

 Правило 7: Прослеживается гуманистический подход к преподаванию предмета (любовь к детям и оптимистическая вера в них, терпимость к недостаткам, уважение права ребенка на ошибку, на свободный выбор и на свою точку зрения).

Школа должна стать территорией комфорта для каждого ее ученика. Без сомнения, учитель сам, прежде всего, должен быть личностью, заинтересованной здоровым образом жизни, сохраняющей и приумножающей свой нравственный и культурный потенциал.

Учебно-воспитательный процесс с позиции педагогической заботы о здоровье ребенка это:

1) Сбережение и укрепление духовно-нравственного, психического и физического здоровья учащихся (выбор образовательных технологий и приёмов)

2) Формирование у учащихся осознания ценности здоровья и здорового образа жизни

Заметим, что речь не идет об отдельно взятых школьных предметах. Педагогической заботе о здоровье ребенка место на каждом уроке и во внеурочной деятельности. Для того, чтобы говорить об опыте работы и комплексном подходе к реализации проблемы, автором на основании личного многолетнего опыта преподавания были сформулированы и систематизированы актуальные методические рекомендации и практические приемы организации учебного процесса с позиции здоровьесебержения. Эти рекомендации нашли отражение в инновационном перспективном плане работы над проблемой на 5 лет.

Инновационными являются такие разделы плана, как «Педагогический продукт по теме» и «Формы апробации материала», которые являются своеобразным мониторингом самообразования учителя.

 

План работы учителя ____________

Проблема:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Год

Тема самообразования

Педагогический продукт по теме

Формы апробации материала

Выполнение

 

 

 

 

 

 

При этом педагогическим продуктом по теме могут быть тематические коллекции видеоматериалов, демонстрационного материала, методической литературы по теме, систематизация накопленного опыта, разработок уроков и внеклассных мероприятий.

Формы апробации разнообразны: от участия в конкурсах видеоматериалов о применении инновационных технологий до выступления на школьных педсоветах, мастер-классов, семинаров-практикумов, заседаний ШМО, творческих групп.

В результате, четко очерченная проблема + обязательный педагогический продукт + формы апробации этого продукта дают нам право говорить о некоторых личных наработках, находках и опыте в реализации инновационного подхода в обучении, а также в организации структурных элементов урока:

I Этап «Warming up» (начало урока)           Приветствие, настрой на урок, создание позитивного фона, ситуации веры в успех на уроке.

 

1. Здесь очень уместен прием «Chain greeting with mingling» - «Приветствуем друг друга по цепочке». Как важно в младших классах подержать за ручку каждого, с кем здоровается учитель, взаимощутить тепло, энергию ребенка, снять таким образом его страхи перед уроком. Уже в 3-ем классе ребята сами подходят друг к другу, приветствуют друг друга на ангийском языке и обязательно с улыбкой протягивают друг другу руку.

2. Ребятам постарше нравится начало урока с помощью другого приема – «A compliment for a compliment» или «Комплимент за комплимент». Это вызывает бурю положительных эмоций, новых ощущений, улыбок.

3. Давно уже автор не начинает урок с заезженного вопроса «Who is on duty today?». Но вот подежурить у календаря с фишками на день недели, дату и месяц хотят все! Что это дает? Конечно же, говорим по-английски, при этом разминаем кончики пальчиков, что, как известно, стимулирует работу мозга.

4. А описывая погоду сегодня, мы готовим пальчики к письму, потому что учимся имитировать пальчиками, ладошками, ножками капельки дождя, гром, ветер, как известный австралийский джаз-хор.

5. Очень удачный прием для начала урока во всех возрастных группах – встреча «гостя» на уроке. Это яркий, глянцевый буклет-календарь на английском языке, на каждой странице которого  - «гость» с соответствующей подписью. Причем эти подписи очень хорошо подходят к типам уроков. Например, если это контрольная работа в средних и старших классах, то в гости приходит обезьянка с подписью «Oops! What test?». Если это урок творчества в младших классах, то это очаровательный котенок со словами «I’m not messy, I’m creative!». Если это урок развития и отработки лексико-грамматических навыков, то это очаровательный поросенок: «Hard at work. Practice makes perfect!» и т.д.

6. Для этапа урока Warming-up подобрана музыкальная коллекция песен, соответствующих ситуации. Это и «Hello Song», и «Hello Again», и «Is Everybody Happy?», и «Don’t worry, be happy» и много-много других. Что это даёт? Во-первых, в любой аудитории есть учащиеся, очень положительно реагирующие на музыку в виду своего темперамента и психо-эмоционального состояния. Положительный настрой на уроке вызывает в самом его начале ритмичная музыка, песня с улыбкой и желанием активно себя проявить. Во-вторых, это фонетическая зарядка: «We train our mouths to be ready to speak English at the lesson».

II Этап урока PresentationPractice (введение и отработка нового материала)

1. На этом этапе урока обязательна физкультминутка. Для учащихся младшего и среднего возраста это движения под музыку и песни. Для старшеклассников – это relax, музыкальная пауза, во время которой они знакомятся с музыкальной классикой (Э.Пресли, Л.Армстронг, Э.Фитцжеральд, «Битлз», Д.Мартин и др.). Конечно же, подпевают, и с огромным удовольствием.

2. Use of scissors, paints, colours and imagination  (Вырезаем, разукрашиваем, рисуем и творим, изучая иностранный язык). Рисуем новые слова, погоду, семью, праздничный стол, любимые места для поездок, любимые игрушки…and what’s not! В каждый урок, по мере возможности, вносим элемент творчества, а этот вид работы – один из таких элементов. Творчески оформленные словари, страницы Portfolio, плакаты, иллюстрации к прочитанному, оформление декораций к театральным постановкам раскрыли художественные таланты многих учеников, о которых не подозревали ни сами дети, ни их родители.

3. Flying jets (Выполненное задание «летит» к учителю). Дети очень любят выполнять задания (в паре, в группах) на отдельных листах бумаги, складывать их в самолетики, подписывать свои jets и отправлять их в полет с посадкой в аэропорту «Teacher’s Table».

4. Во время чтения текста вслух, очень уместен прием «Chain reading. Naming the next student» («Назови следующего читающего сам»). Заметим, что есть ученики, которые иногда стараются не попадать учителю на глаза на уроке. Во время выполнения упражнения с использованием данного приема, наоборот, практически все тянут руку и пытаются обратить на себя внимание так, чтобы их выбрал следующим читающим такой же ученик, одноклассник. С точки зрения психологии, многие чувствуют в данный момент абсолютный комфорт, имея возможность заявить о своем присутствии, о себе как о полноправной частике целого: «Вот он я! Я могу! Я такой же, как и вы!».

5. Упражнения, направленные на сохранение физического здоровья учащихся, это не только физкультминутки, выполнение заданий в движении (mingling around the classroom), но и тематические зарядки для глазEyes Training. Тематические они потому, что старшеклассники (по типу и подобию зарядок для глаз из интернета) сделали их к разным темам: «Спорт», «Времена года», «Игрушки», «Еда»…

6. Ученикам разрешается и немного постоять во время урока. Если им так удобней писать, читать, творить, говорить, понимать и быть активными, сняв усталость и напряжение позвоночника – почему бы и нет?

7. Особое внимание уделяется упражнениям, направленным на сбережение и укрепление нравственного и психического здоровья учащихся и на их творческую самореализацию:

а) дискуссии по просмотренным социальным видео;

б) видео- и аудиопрезентации учащихся, созданные ими учебные видеофильмы;

в) элементы техники «форум-театр»;

г) театральные постановки на английском языке, авторские сценарии и эксперименты;

д) контроль прочитанного, прослушанного и увиденного по заданиям самих учеников.

Сохранению психического здоровья школьников, их успешной социализации способствует театрализация.

Особый интерес вызывает техника «Форум – театр»  («Агитбригада»), которая служит эффективным способом профилактики наркомании, табакокурения, СПИДа, алкогольной зависимости, а также разрешения конфликтных ситуаций и других социально значимых проблем, а, следовательно, служит целям укрепления и сохранения здоровья школьников.

III Этап урока Feedback (Рефлексия)

1. В самом конце урока очень нравится младшим школьникам оценивать урок цветными пальчиками при помощи пальчиковых красок на белом листе бумаги на доске. Зеленый пальчик = It was OK . Синий цвет = It was boring. Очень удобно пытаться разговорить ребят при этом: «Why?-Почему?». Здесь они могут свободно высказать свое мнение.

2. Снимаем эмоциональное напряжение на уроке приемом «RelaxLaughGet to know». Это и интересные психологические видеотесты на английском языке, и социокультурно – ориентированные видеосюжеты о быте, традициях, юморе, праздниках, культуре, творческих коллективах англоговорящих стран, и многое другое. Одна-две минуты приятного, интересного, развивающего видео не только расширяют кругозор учащихся, но и поддерживают их хорошее настроение, настрой на учебу.

Автор абсолютно уверен, список приемов организации учебного процесса с позиции здоровьесберегающего образования открыт и никогда не будет закрытым, т.к. как нет предела творчеству учеников, так нет предела и педагогическому творчеству их наставников. Наше современное развитие во многом уже начинает основываться не на устранении негативных последствий жизнедеятельности человека, а на предупреждении каких-либо последствий и моделировании будущего. Так, будущее в медицине – за профилактикой здоровья, в образовании – в раскрытии творческих и интеллектуальных способностей, в науке – за целостным подходом. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учеников в образовании – это педагогическая забота о всех составляющих здоровья человека, которое является залогом гармоничного и целостного развития личности, улучшения качества жизни человека во всех сферах.

Автор приглашает коллег к диалогу-сотрудничеству, обмену опытом, методическими находками и успехами в применении элементов здоровьесберегающего образования в учебном процессе.

 

Опубликовано: 18.03.2015