Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Дадыкина Марина Владимировна, Орлова Анжелика Юрьевна

Организация: ГКОУ ЛО «Ефимовская коррекционная школа-интернат для детей-сирот»

Населенный пункт: Ленинградская область, пгт.Ефимовский

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей.

Основа образовательных стандартов нового поколения – формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса:

  • личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных принципов, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их   деятельности (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы;
  • коммуникативные действия обеспечивают социальную  компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Главное — инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей.   Инноватика  должна включать процесс  выработки  уверенности маленького человека в себе, в своих силах.  Инновации в образовании, на наш взгляд - это использование новых, повышающих эффективность способов, средств передачи информации, проверке её  адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля  за усвоением информации.

Необходимо ставить ребёнка на равный  уровень с собой и окружающим его миром.  Мы считаем, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на  создание личности, настроенной на успех  в любой области приложения своих возможностей.

В старших классах нашей школы–интерната мы ведём  профориентационную работу  с выпускниками. Основная  цель  занятий  из серии «Я выбираю профессию» заключается в формировании у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе.  Цикл занятий  лишен чрезмерной теоретической нагрузки. Он, скорее, рассматривается как практикум. На каждом занятии планируется либо тестирование, либо эксперимент, либо игровая ситуация, плюс к этому готовится компьютерная презентация  профессии.

Компьютерные  презентации  о профессиях очень  интересны детям, доступны, понятны, в  короткие сроки решаются такие задачи как пополнение  словарного запаса, расширение кругозора, предполагают последовательное расширение и углубление представлений  как о себе, так и о будущей взрослой жизни, которая так страшит многих подростков.  Тем более,что многие из старшеклассников   нашей школы-интерната  умеют  обращаться с компьютерами и  самостоятельно   могут  сделать презентации на заданную тему.

Наблюдая  за учащимися 9 класса школы VIII вида в различных ситуациях, а также в процессе бесед,  виден ряд причин, факторов     препятствующих выбору будущей профессии обучающихся воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья: наследственно - характерологические;  резидуально-    органические; социально-бытовые; ситуационные; психические; социальные. Эти факторы учитываются  при составлении  профориентационной  программы и при организации занятий с воспитанниками. 

Программа  «Я выбираю профессию» предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта, помогает избежать формирования у выпускников школы-интерната таких личностных качеств, как материальное и моральное иждивенчество.

К сожалению, с каждым днём растёт количество  детей с особенностями поведения и развития – гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых. Причины множественные — неблагоприятная  экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности.

Чтобы  заинтересовать   таких учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

В обучении таких детей  особенно на первых занятиях возникает много трудностей. Почти все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы общения и поведения.  Бедность активного словаря, слабое воображение и  узкий  кругозор способствуют затруднениям при выполнении заданий типа: «Скажи добрые слова  соседу», «Опиши своё настроение» и т.д. Налицо проблемы  при выполнении групповых рисунков или  творческих работ (ругаются, могут специально испортить работу, порвать рисунок, обидеться и уйти). Поэтому первые занятия носят обучающий и адаптирующий характер. Впоследствии изучив типовые  задания, например: «Моё настроение», «Я в будущем» и т.д. проявляют  творчество и воображение, изъявляют желание вторично выполнять задание, дабы получить хороший результат, ориентируясь на качество.

Наши дети очень  любят музыку, поэтому на   определённых этапах занятиях  мы стараемся использовать   музыкальное сопровождение. Обязательно нужно помнить, что   фоновое  музыкальное  сопровождение  должно быть дозированным. Необходимо учитывать психоэмоциональное настроение воспитанников и характерологические особенности  членов группы.  Бывают моменты, что  фоновое музыкальное сопровождение  способствует психовозбудимости  детей: начинают громко разговаривать, не слышат педагога, не могут  «войти» в настроение мелодии.

Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в  получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает  детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.

Когда дети выступают, играют, трудятся -- мы снимаем их на видео или просто фото и потом все вместе смотрим и обсуждаем. Выпускаем газеты  с фото о прожитых моментах. Ребятишки с удовольствием рассматривают ,вспоминают, обсуждают. Такой метод помогает детям увидеть себя со стороны, услышать мнение других о себе.  Помогает увидеть  как положительные моменты так и недочёты. Совместные  просмотры, обсуждения   дают  детям множество  положительных эмоций  и служат  мотивацией для стремления  к ещё большей активности,  раскрытию  их талантов, участию в праздниках и конкурсах. Решаются задачи развития личностных качеств, эстетических переживаний, познавательных способностей.

Важно заметить, что  инновационные технологии в работе с детьми            позволяют самостоятельно проектировать  подачу материала, строить структуру занятий  с учётом новых технологий,  возможностей  и психологических  особенностей  детей.

Занятия  с  применением  инновационных  технологий  вносят  в  привычную  структуру  школьной  жизни  новизну  и  оригинальность,  имеют  определённые  преимущества:

  • формируют  познавательный  интерес,  повышают  мотивацию, что  способствует возрастанию  уровня  обученности  и  воспитанности  учащихся;
  • ещё  в  большей  степени, чем  обычные занятия,  развивают  речь, внимание, память  и  мышление  учащихся;
  • закрепляют  практические  навыки  и  умения;
  • обладают  большей  информационной  ёмкостью;
  • учат  учащихся  использовать  полученные  знания  в  различных  видах  деятельности,  в  жизненных  ситуациях.

Всё это  позволяет  педагогам  и  детям  лучше  понять  друг  друга,  сблизиться   и  находить правильные  пути  для  достижения  задач  и  поставленных  целей  воспитания,  дающих положительный  результат.

 

Литература:

  1. Стебенева Н.В. Программа «Методы  коррекции нарушений коммуникативной и эмоционально-волевой сферы социально-дезадаптированных подростков». -  г.Липецк, 2001г.
  2. Копытин А.И. Фототерапия. – Изд-во Когито-Центр, 2006 г.
  3. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во Владос, 2004 г.
  4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Изд-во Речь, 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 08.02.2016