Тематический урок как эффективное средство реализации принципов ФГОС

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Черпаченко Ульяна Сергеевна

Организация: МБОУ «СОШ №8»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский

Тематический — форма организации учебно-воспитательного процесса в рамках определенной воспитательной темы. Такое обучение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание обучающихся на конкретных вещах. Урок, на котором учебный материал рассматривается в рамках определённой воспитательной темы, является более эффективным, познавательным. Такой урок отвечает не только дидактическим, но и воспитательным целям, поскольку не может быть обучения вне воспитания, а следовательно он соответствует основным принципам ФГОС

Тематические уроки имеют несомненное преимущество перед другими формами работы со школьниками. Во время их проведения учитель имеет возможность общаться и оказывать влияние сразу на всех учеников класса. Каждый ученик может высказать свое мнение, проявить себя эмоционально и интеллектуально. Наблюдения, которые можно сделать на тематическом уроке, очень полезны не только для учебной, но и для  воспитательной работы педагога.

Серьезные тематические уроки позволяют учителю увидеть класс в естественной атмосфере общения, адекватно оценить каждого ученика с психологической точки зрения и выработать правильную тактику воспитательной работы с классом.

В Х1Х веке один из основоположников методики русского языка как науки Федор Иванович Буслаев называл родной язык «неистощимой сокровищницей всего бытия человеческого» и считал, что развитие дара слова напрямую связано с раскрытием «нравственных сил» человека.

В этом смысле ценны прежде всего уроки развития речи, когда учителю – словеснику предоставляется  большая возможность побеседовать с учениками, вовлечь их в дискуссию, обсудить какие-либо нравственные проблемы. Это позволяет не только пробудить интерес ученика к изучению предмета, но и развивает коммуникативные навыки, самостоятельность мышления, воображение, способствует нравственной стабилизации личности, выработке у школьников нравственных идеалов.

Но и на обычном «рабочем» уроке учитель русского языка вполне успешно может осуществлять свои функции воспитателя. Для этого достаточно определить наряду с основной, дидактической, темой, тему воспитательную. Основная задача педагога в этом плане – правильно подобрать языковой материал, чтобы иметь возможность достичь не только образовательных целей урока, но и акцентировать внимание обучающихся на той или иной проблеме нравственного, морально – этического характера. При этом на уроках русского языка учитель может вести работу практически по всем направлениям:

  1. гражданское и патриотическое воспитание;
  2. экологическое воспитание;
  3. правовое воспитание;
  4. трудовое воспитание;
  5. эстетическое воспитание;
  6. физическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни;
  7. нравственное воспитание;
  8. умственное воспитание.

Рассмотрим особенности работы по каждому направлению более подробно.

Работа в рамках гражданского и патриотического воспитания предполагает воспитание способности определиться в выборе жизненного пути и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, уважительно относиться  к представителям других национальностей, их культуре, языку, традициям, прививать чувство любви и гордости за свою Родину. Так, при изучении раздела лингвистики «Лексикология» в 6 классе возможно рассмотреть слова одной лексико-тематической группы «Родина». Кроме того, на уроках русского языка в любом классе возможен анализ текстов классической и современной литературы, формирующей чувство гордости за социальные и культурные достижения своей страны, за отечественную историю, народных героев.

Для привития обучающимся бережного отношения к природе, осознания себя её частью возможна работа в рамках экологического воспитания. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты М.Пришвина, И.Бунина, В. Шукшина, С. Аксакова. Также возможно написание сочинений в 5-9 классах  по репродукциям картин великих пейзажистов И.Шишкина, В Поленова, И.Левитана.

С целью формирования гуманистического мировоззрения обучающихся, способности к осознанию своих прав и прав других людей, ответственного отношения к правовым нормам государства, его законов организовывается работа в рамках правового воспитания. На уроках русского языка возможно проведение различных видов диктантов на правовую тематику с обсуждением содержательной стороны текста; использование предложений, словосочетаний из правовых документов для различных видов разборов (синтаксического, пунктуационного, морфологического); при изучении стилей языка - использование в качестве образцов статьи из документов.

Работа в рамках трудового воспитания предполагает формирование стремления трудиться на благо Родины, добросовестно относиться  к труду, уважать людей труда и продукты их трудовой деятельности. Так, например, в 5-7 классах возможно создание текстов-рассуждений по пословицам о труде, написание сочинений о выборе профессии «Кем я хочу стать и почему».

Эстетическое воспитание позволит формировать способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности, искусстве, развивать творческие способности детей. Так, на заключительном уроке по теме “Имя прилагательное” можно предложить ребятам под музыку Грига “Пробуждение” составить предложения, включающие большое количество прилагательных, по теме “Весна”.

Для формирования интереса к занятиям спортом, для воспитания чувства гордости за достижения спортсменов России на мировой арене, информирования детей о пагубном влиянии на организм табакокурения, алкоголя, наркотиков подбирается материал в рамках физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни. Так, на уроке обобщения изученного по теме «Синтаксис» возможно выполнение синтаксического разбора предложений о спорте, а также анализ текста о здоровом образе жизни (Приложение).

Работа в рамках нравственного воспитания  предполагает осознание обучающимися норм и требований общественной морали, выработку нравственных убеждений, воспитание чувства уважения к старшим, товарищества, дружбы. Для того чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить учащимся тексты дл анализа и интерпретации «Удивительная книга» (по Е.Корниловой), «Молния» (по Е.Воробьеву), «Рябинка» (по Н.Соколовой), «Незабываемый урок» (по К.Чуковскому), содержание которых помогает осмыслить сущность человеческих отношений и поступков.

Следует отметить, что сделать акцент на воспитательную работу учитель может практически на любом этапе урока. В частности, подбор текстов соответствующей тематики для контрольного или осложненного списывания позволит педагогу не только проверить усвоение обучающимися учебного материала, но и решить воспитательные задачи, при этом не затратив большого количества учебного времени на уроке. Ценный материал для этой работы дают пословицы и поговорки народов мира, афоризмы, высказывания выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, отрывки стихотворений.

Еще одной важной задачей учителя – словесника является «воспитание речевой культуры, что предполагает овладение обучающимися знанием о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирования на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения» [8; 165]. Необходимо сформировать у школьника сознательное отношение к своей речи, речи окружающих, способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, воспитать у него личную ответственность за каждое сказанное слово.

Таким образом, русский язык как учебный предмет требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые будут нужны человеку всю жизнь. Поэтому воспитание на уроках должно органически сливаться с обучением, а учителю необходимо проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные упражнения, тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к родине, о выборе профессии, можно побуждать обучающихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

 

Опубликовано: 05.02.2016