Формирование интегративных качеств дошкольника при ознакомлении детей с правилами дорожного движения

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Зайнуллина Гульнара Фларидовна

Организация: МАДОУ ЦРР-Д/С № 10 «ЛЯЙСАН»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Дюртюли

При поступления ребенка в школу у выпускника детского сада должна быть сформирована четкая позиция школьника, его способность к адаптации в новых условиях, приобщению к обществу.

Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

И одной из основных задач в нашей работе с детьми дошкольного возраста является обучение правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

В реализации этих целей и задач педагогам помогает программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. Главной задачей этой программы является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

В нашем дошкольном учреждении в течение вот уде нескольких лет проводится работа по профилактике  дорожно-транспортного травматизма детей под девизом: «Безопасное дорожное движение – главное для детей умение!».

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Мероприятия, посвященные теме ПДД, всегда актуальны в работе дошкольного учреждения. Да и как иначе? Сама жизнь диктует данную необходимость. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Причем основная часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Игра в детях заложена от природы. У детей очень хорошо развито воображение, и поэтому только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые им.

Так, для развития интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» нужно развивать ребенка во всех отношениях. Мы для этого знакомим детей с правилами дорожного движения. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты , утвержденные приказом   №1155 от 13 октября 2013 года Министерства образования и науки Российской Федерации, определят, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Из этого следует, что сформированные интегративные качества ребенка являются итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К 7-ми годам при успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств. Согласно принципу интеграции, развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности – через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей.

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («физическое развитие»):

- Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.

- Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

- Понимает значение сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»,  «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявление смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценки и оценке  действий и поведения сверстников («Социально коммуникативное развитие»):

- Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр. Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее в сюжетно-ролевых играх: «Автобус», « К бабушке в деревню», «Постовой». Может моделировать предметно-игровую среду.

- В дидактических играх «Покажи знак», «Красный, желтый, зеленый», «Мы по улице гуляем»  договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем: проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.

-Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки. В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения. Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессий, правила поведения в театре.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы повели театрализованные праздники: «Посвящение в пешеходы», «Незнайка в городе»: для детей старшего дошкольного возраста: «Светофор в Цветочном городе», «В гости к дорожным знакам».

Активизация мышления детей, специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем построение конструкций для подвижных игр и упражнений, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познавательное развитие»). Поэтому в течение года тщательно готовлюсь к каждому мероприятию: провожу познавательные беседы по разъяснению азов дорожной азбуки с детьми по таким темам, как: «Осторожно: ДОРОГА», «Внимание – переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда», “Что ты можешь сделать, чтобы твои друзья и близкие не нарушали ПДД?”.Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира. Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Для этого проводятся экскурсии к проезжей части дороги, к школе по теме «Мой путь к школе». Просматриваются с детьми видеофильмы по правилам дорожного движения, презентации, проводятся викторины «Своя игра», «КВН», «Колесо пешехода». Проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («социально коммуникативное развитие»). Дети быстро поймут и усвоят ПДД через сказки, викторины, игра, рассматривание иллюстраций и различные беседы. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Употребляет в речи синонимы , антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук, «слог», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове. Различает жанры литературных произведений. Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказы, игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («речевое развитие»).

Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных пособий (флажки, картинки, дорожные знаки), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественно эстетическое развитие»). Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни «Дети и улица», «Придумай свой знак». Использует разные материалы способы создания изображения.

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основным в равностороннем развитии. Также дети очень любят играть подвижные игры: «воробушки и автомобиль», «Пешеходный переход», «Красный, желтый, зеленый», в эстафеты, посвященные безопасности движения. Через игры дети хорошо запоминают и усваивают ПДД. Кроме того, они начинают понимать, где и когда можно безопасно и весело играть.

Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша. Использование интегрированного подхода в НОД развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремится показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себе от занятия к занятию все более уверенно. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше навыков и умений.

В дошкольном возрасте чтение сказок и историй, проведение игр и специально организованных занятий являются для ребёнка не только развлечением. Играя, ребёнок усваивает социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях. Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения, сколько в выработке законопослушного поведения, дисциплинированности и соблюдения осторожности.

Ребёнок дошкольного возраста обычно всегда находится под присмотром взрослых. И само по себе знание правильного поведения еще не так важно, как формирование представлений ребёнка о том, что правила помогают людям быть здоровыми, что они служат порядку, являются помощниками в разных ситуациях.

Если мы, педагоги, будем больше обсуждать с детьми различные опасные жизненные ситуации как на занятиях, так и вне их, закреплять эти знания в играх, то во многих случаях мы сможем избежать отрицательных последствий с участием детей.

  1. Список литературы.
  2. АвдееваН.Н., Князева О.Л., Стеркина “Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей” - М.: Детство-пресс, 2008г.
  3. Денисова Д. М. “Как перейти дорогу”. - М.: Мозаика-Синтез, 2004г.
  4. Извекова Н. А. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: Творческий Центр, 2006г.
  5. Клочанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004г.
  6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.: ООО Издательство “Детство-пресс”, 2010г.
  7. Саулина Т. Ф. “Три сигнала светофора”. - М.: Просвещение, 1989г.
  8. Добрая дорога детства: всероссийская специализированная газета (2010-2014 гг.).

 

 

 

Опубликовано: 04.02.2016