Проектная деятельность на уроках физики
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Татарникова Валентина Валерьевна
Организация: МКОУ Карасевская СОШ
Населенный пункт: Новосибирская область, с. Карасево
Доводы, до которых человек додумался сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим - Б. Паскаль.
В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только
донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его
самостоятельной учебной деятельности.
Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность
учащихся. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате, этапов
проектирования и реализации.
Метод проектов имеет ряд преимуществ:
- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
- успешно интегрируется в образовательный процесс;
- легко вписывается в учебный процесс.
Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
- этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
- личностно ориентировано;
- использует множество дидактических подходов;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования.
Отличительная особенность проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, необходимо соблюдать основные этапы проектной деятельности.
Основные этапы проектной деятельности:
- Выбор темы, определение типа проекта
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Можно предложить такую классификацию
проектов:
- по продолжительности подготовки (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);
- по количеству участников (индивидуальный, работа в парах, групповой);
- по методу:
1. Исследовательские проекты. Они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности, предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов, в том числе и экспериментальных.
2. Творческие проекты. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в процессе работы. В каждом конкретном случае договариваемся о планируемых результатах и форме их представления (газета, альбом, видеофильм, статья, презентация и т.д.)
3. Игровые проекты – их структура только намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролевая, игровая.
4. Информационные проекты. Этот тип направлен на сбор информации о каком-то явлении, на ознакомление с информацией, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории – класса.
5. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры деятельности всех участников. Здесь важны и работа, и обсуждение, и корректировка совместных усилий, организация презентации полученных результатов и способов внедрения в практику.
2. Подготовка учащихся к работе над проектом
Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача.
Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.
3.Выполнение проекта
Этот этап включает в себя:
- самостоятельный поиск новой дополнительной информации (изучение
- учебной, справочной литературы, Интернет-ресурсов);
- систематизация и анализ собранного материала;
- промежуточная рефлексия;
- создание и оформление проекта.
4. Презентация проекта
Весь подготовленный и оформленный материал необходимо представить одноклассникам , защитить свой проект.
5.Подведение итогов проектной работы. Итоговая рефлексия.
Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта.
В настоящее время существует проблема в изучения физики в школах. Это связано, прежде всего, с тем, что не хватает демонстрационного и лабораторного оборудования по физике, которое устарело или вышло из строя; применяются старые методики преподавания, а главное: недостаточное количество часов для изучения предмета в старших классах. При использовании метода проектов на уроках физики создается такая проблемная ситуация, в результате которой учащиеся самостоятельно формулируют исследовательские проблемы. Учащиеся делятся своими идеями, мыслями, предлагают разработки, взаимодействуют друг с другом в группах и с учителем, а также с родителями. В процессе работы ребята сталкиваются с необычными проблемами, преодолевают их, узнают много нового, используют свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации: о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как – это так называемая «рефлексия деятельности», поэтому презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески. Задания, которые обычно носят практический характер, имеют важное прикладное значение и, что весьма важно, интересны и значимы для самих открывателей и конструкторов и при проектировании, и при изготовлении, и при испытании. И если четко, разумно организовать такую активную умственную деятельность учащихся, то она может дать им многое: расширит кругозор, разовьет способности, поможет сформировать практические умения, свяжет теорию и практику, соединит, казалось бы, разрозненные учебные предметы, пробудит интерес к творчеству, позволит вкусить радость от успешно законченного дела. В последнее время учащиеся активно используют компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным. Овладение новыми технологиями требуют от учителя внутренней готовности к самосовершенствованию.
Отличие урока с использованием метода проектов от традиционного заключается в том, что меняется роль учителя. Теперь уже у него не доминирующая роль, а помогающая, направляющая. Учащийся сам отбирает нужную ему информацию, определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта. Если в традиционном обучении ученик получает готовые, систематизированные знания, подлежащие усвоению, то при использовании метода проектов систематизация, приведение знаний в порядок – дело и забота самого учащегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам, из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире.
Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Литература
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.
- Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.
- Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Учитель, 2009.