Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Жих Яна Вячеславовна

Организация: МБДОУ №211 «Детский сад общеразвивающего вида»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Во все времена в педагогической практике не было легких путей. Модернизация системы образования в целом диктует нам необходимость менять жизнедеятельность и дошкольного учреждения и, в частности, педагога. Современный воспитатель – это и педагог, и дипломат, и предприниматель, и стратег, и новатор – и все это одновременно. Поэтому, ни одна другая профессия не требует постоянного самосовершенствования так, как педагог. Освоение новых знаний, включение в инновационную деятельность, использование современных технологий способствуют переходу на качественно новую ступень существования ДОУ – режим развития. В ходе инновационных преобразований важно не растерять прошлый богатый и позитивный опыт, а научиться использовать его в современных условиях.

Инновационная деятельность педагогов станет продуктивнее, если образовательный процесс в дошкольном учреждении строится с учетом следующих принципов:

  1. Создание условий для определения каждым педагогом личностно-значимой цели и путей ее достижения. Любой воспитатель в деятельности всего учреждения должен чувствовать свое место и предназначение, четко представлять свою роль и значимость для выполнения общих задач.
  2. Определение ядра коллектива – педагогов, знакомых с инновационными процессами в сфере дошкольной педагогики, способных не только включаться в них, но и быть опорой и наставниками для других членов коллектива.
  3. Использование различных форм и методов активного обучения (повышение квалификации, аттестация в различных формах,
  4. теоретические и проблемные семинары, дистанционные курсы, участие с микрогруппах, объединениях и др.).
  5. Ознакомление с современными педагогическими технологиями воспитания и обучения дошкольников.
  6. Построение пространства деятельности, позволяющего педагогам вести поиск средств личностно-ориентированной педагогики (недели педмастерства, фестивали, конкурсы, панорамные просмотры и др.).
  7. Рефлексивное общение с педагогами других образовательных учреждений, обмен педагогическим опытом.
  8. Развитие самообразования в различных формах, включая современные технологии.

Результатом использования различных форм и методов активного обучения станет не только повышение профессиональной компетентности педагогов, но и подготовка их к использованию и созданию инноваций, разработка перспективных идей в области воспитания дошкольников.

При недостаточном уровне восприимчивости сотрудников к педагогическим инновациям руководителю целесообразно разработать систему управляющих воздействий по развитию инновационной деятельности в ДОУ. Внедрение данной технологии можно осуществить разными способами. Например, организовать в коллективе «Школу профессионального мастерства», постоянно действующий семинар, определить программу тренингов, разработать проект, с целью освоения нового типа деятельности.

Руководитель должен четко определить цель инновационной деятельности, понятную и принятую всеми участниками педагогического процесса. Важно определить конкретные задачи для каждого направления «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Что мы поменяем в организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. В организации инновационной

деятельности не следует спешить, после уточнения цели необходимо определить последовательность действий.

Как и в любом нововведении, главное – это мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива. Руководителю необходимо увязать инновации с интересами коллектива. В ходе первоначальных обсуждений важно выслушать все мнения членов коллектива, пусть дискуссия имеет жесткий характер, но руководитель должен опираться на конкретные предложения и избегать оценочных суждений. Необходимо установить высокую коммуникативную компетентность, которая выражается в адекватной передаче информации, ее оценивании, способности педагогов конструктивно общаться между собой.

Для повышения инновационной активности педагогов со стороны руководителя необходимо управленческое содействие, которое выражается в создании условий для творческого раскрытия личности педагога, условий, благоприятных для реализации инноваций.

Поддержка инновационной деятельности педагогов включает в себя:

  • диагностику профессиональной позиции педагога,
  • определение профессиональных маршрутов саморазвития педагогов,
  • обеспечение методической службой сопровождения профессионального самообразования педагогов,
  • промежуточную диагностику профессионального саморазвития педагогов,
  • коррекцию индивидуальных маршрутов педагогов по необходимости.

Таким образом, успешность инновационной деятельности зависит от ряда факторов: мотивационной готовности коллектива к использованию инноваций в своей практике, наличие высокой профессиональной компетенции педагогов, планирования инновационной работы на основе анализа ситуации и особенностей педагогов – непосредственных реализаторов нововведений.

 

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – ТЦ Сфера, 2005.
  2. Комарова Е.С. Я руковожу детским садом: пособие для руководителей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Кузнецова С.В. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2006.
  4. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – ТЦ Сфера, 2005.
  5. Микляева Н.В. Микляева Ю.В. Толстикова С.Н. Детский сад будущего. Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2010.
Опубликовано: 28.01.2016