Внедрение современных образовательных технологий и ИКТ в реализации национально- регионального компонента на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Павлюкова Анна Владимировна
Организация: МБОУ СШ
Населенный пункт: Чукотский АО, с. Рыткучи
На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к этнопедагогике, к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Национальный компонент в образовании играет важную роль в формировании личности.
Именно народное искусство, как часть национальной культуры, впитавшее в себя мудрость и талант многих поколений, позволяет открыть широкий простор для творческого развития учащихся, делает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.
Подростки проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, поэтому очень важно формировать устойчивый интерес к традициям своего народа. На уроках технологии необходимо приобщать детей к миру народного искусства, формировать творческое отношение к сохранению и возрождению традиций народных промыслов.
Очень важно, чтобы каждому учащемуся на каждом этапе урока было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к народному искусству.
Для повышения интереса к своему предмету учителю необходимо использовать на уроках современные образовательные технологии. Именно тогда совместная работа учителя и учащегося может выйти за рамки традиционного урока. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению.
Разнообразие занимательных форм обучения (игры-путешествия, игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, встречи с интересными людьми, загадки, курьёзы, шутки и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью информационно - коммуникационных технологий. Технология - это один из тех предметов, в которых использование информационно- коммуникационных технологий может активизировать все виды учебной деятельности, такие как изучение нового материала, освоение различных технологий, выполнения практических работ, проектирование творческих проектов и др.
Дети всегда с большим интересом относятся к работе на компьютере.
Так, например, нравятся учащимся презентации, выполненные в программе Power Point. Они содержат текстовую информацию, фотографии, рисунки, в них используются различные спецэффекты (звуковое, музыкальное сопровождение), что тоже очень нравится ученикам, способствуя развитию интереса к учебе. Реализацию НРК на уроках во внеурочной деятельности осуществляю через электронные учебные презентации при изучении следующих тем: «Чукотская аппликация»; «Чукотское декоративно-прикладное искусство»; «Национальная одежда»; и т.д.
Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).
Помимо презентаций на уроках и во внеурочной деятельности с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.
С целью контроля знаний использую различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме.
Используются технологические и инструктивные карты, выполненные в программе Microsoft Office Word по изготовлению изделий. Я стараюсь, чтобы девочки не только работали по таким картам, но и сами могли их составлять, т.к. при этом развивается интеллектуальное мышление и познавательный интерес.
Так при изучении теории и выполнении практических работ по теме «Композиционное построение узоров», предпочтительнее использовать программы, позволяющие пробудить творческие начала у учащихся, развить у них чувства пропорции и гармонии. Для этой цели, лучше всего подходит графический редактор Paint. В процессе выполнения работы ученица разрабатывает свою схему работы на экране компьютера. Возможности Paint позволяют учащимся не только создавать собственные схемы, но и выбирать гармоничное цветовое решение орнамента. Это позволяет оперативно вносить изменения в схему и цветовую композицию, возвращаться к предыдущим вариантам.
На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты. Согласно программе по предмету «Технология» предусматривается выполнение учащимися не менее одного творческого проекта ежегодно. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. Данный метод органично сочетается с групповым подходом к обучению, всегда предполагает решение какой-то проблемы или исследования. В педагогической деятельности мною внедряется метод проектов, который ориентирован на самостоятельную творческую деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую). Этот метод я практикую как в обычной группе, так и в группе учащихся коррекционного обучения в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы обучающихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных информационных средств, в частности «компьютерных телекоммуникаций».
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные средства (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам).
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.
III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Проводится индивидуальная работа с каждым участником проекта, а затем учащиеся защищают проекты. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся, могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Оffice Word или WordPad. Для защиты проектов используются другие технологии, в частности, учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта. Проектная деятельность позволяет учитывать интересы и направленность обучающихся при выборе содержательной области проектов, способствует развитию возможности раскрытия и реализации внутренней фантазии с помощью компьютерных технологий.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использования новых информационных технологий во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен развивать и совершенствовать свои профессиональные умения, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих граждан, умеющих самостоятельно получать и использовать свои знания в той или иной сфере деятельности.
Таким образом, инновационные технологии позволяют развивать педагогический потенциал региональной традиционной культуры; решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков.
Ссылки на используемую литературу:
- [email protected]
- http://nsportal.ru
- https://www.google.ru
- http://reg-school.ru/