Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Иванова Наталья Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 12»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чернушка

С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – здесь ему помогают взрослые. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, построенных  на основе современных методов и инновационных

инновационных интегрированных технологий. Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.

В своей работе мы используем метод проектной деятельности, целью которой в дошкольном возрасте является развитие творческой и познавательной активности ребенка.

Главными задачами, в процессе работы, являются развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, развитие речи и активизация словарного запаса через продуктивные виды деятельности, совершенствование технических навыков и умений.    Актуальность выбранной темы заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить, решать поставленные задачи и определять конкретные цели – всё это формируется на начальных ступенях дошкольного  и школьного образования. Поэтому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством познавательно-речевого развития  детей.

Суть работы над  проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Это самостоятельная или коллективная творчески завершенная работа, имеющая значимый результат. Трудность заключается в том, что дошкольники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показывает, что интерес у детей к этому виду деятельности проявляется, а тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Мы используем следующие формы детских проектов:

  1. Исследовательские: «Почему радуга разноцветная?», «Превращения воды», «Кто живет на севере?», «Почему льются слёзы?», «Почему растут ногти?»
  2. Познавательные: «Что такое правильное питание?», « Птицы - наши друзья», «Мир вокруг нас», «Как зима с весной борется?»
  3. Творческие: создание альбома «Как я расту», «Семейный альбом», создание «Красной книги животных и растений», макеты зон обитания животных (Скотный двор, обитатели севера и тундры, звери жарких стран), «Генеалогическое древо нашей семьи», создание книжки-малышки разной тематики и т.д.
  4. Игровые (сюжетно-ролевые игры): «Путешествие по нашему городу», «Взятие снежного городка», «Полет на луну» и т.д.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), индивидуальные и групповые. С целью активизации деятельности ребёнка можно спросить, о чем бы он хотел рассказать,  показать своим сверстникам,  о чем узнать больше? К поисковой и творческой деятельности необходимо подключать родителей, т.к. ребенок сам не может в полном объёме справиться с заданием.  Вовлекать ребенка надо, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т.д. Проект – это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей).

Как можно более эффективно использовать время для успешной реализации поставленных задач, ведь проектная деятельность не предусмотрена перспективным планированием? Использование блочно-тематического изучения материала позволяет внедрять этот метод. Опыт показал, что такая система позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания мира, развить познавательную активность, любознательность, правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие ребенка. Например, недельное тематическое планирование: «Лес в жизни человека и животных», «Путешествие в Африку с доктором Айболитом», «Домашние животные», «Море и его обитатели», «Такие разные насекомые ».  На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, художественной литературе, экологии и изобразительной деятельности дети знакомятся с животными, составляют рассказы о них, рисуют. На таких занятиях  решаются проблемные, поисковые, информационные, экологические задачи. Дети изготовляют панно или макеты (« Осень в лесу», «Ферма», « Звери леса» и т.д.) - всё это и есть проект, закончить который  можно созданием своей «Красной книги».

Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности. После занятия «Книжки про ежиков и не только» ребята заинтересовались разнообразием детской литературы. Какие бывают книжки, какой формы, из какого материала они сделаны, безопасны они  или нет? А можно ли сделать книжку самому?  Детям и их родителям было предложено сделать книжку-малышку своими руками. Тему для детской книжки выбирали самостоятельно, а разнообразие и индивидуальность каждой книжки превзошло все ожидания. Дети и их родители очень творчески подошли к решению этой задачи. В книжках был собран материал по теме: стихи, загадки, ребусы. Форма каждой книжки была разнообразна: материал про лису - книжка в виде лисички, про насекомых – в виде пчелки, про матрешку- в виде матрешки, и т. д. Обязательное условие проекта - максимальное участие детей в изготовлении книжки. В основном все книжки сделаны из яркого картона с картинками, вырезанными из старых книжек, раскрасок, нарисованными самим ребенком, с  аппликациями, наклеенными оригами.

Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап - защита проекта. На защиту мы приглашаем родителей, гостей. А для ребенка это еще и ответственно, ведь ему необходимо объяснить, почему это социально значимо, для кого, для чего создавался этот проект. Защита проекта не должна затягиваться, а ребенка надо научить говорить свободно, четко выражать свои мысли, внимательно слушать собеседника, уметь задавать вопросы.

Анализируя первые итоги работы по внедрению метода проектов, мы пришли к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития речи, познавательных и творческих способностей ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для не уверенных в себе и застенчивых детей. Работа в подгруппах развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

 

Список литературы:

  1. Никишина И.В «Инновационная деятельность современного педагога»  Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» Ярославль: академия развития, 2008г.
Опубликовано: 19.01.2016