Патриотическое воспитание школьников при обучении физике

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Мичурина Ольга Анатольевна

Организация: МБОУ Гимназия № 2

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

Цель:

  • Познакомить обучающихся с наследием М.В. Ломоносова в области физики;
  • Продолжить формирование умений самостоятельно готовить сообщения, делать презентацию; развитие культуры речи обучающихся;
  • Патриотическое и нравственное воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Оборудование:

  • Презентация к страницам Устного журнала (фотографии к презентации можно найти в Интернете и указанной литературе).
  • Во время проведения журнала использовались элементы театрализованного представления. Ведущий, выступающие и обучающийся, играющий роль Ломоносова (читал слова, выделенные курсивом), были одеты в костюмы эпохи Ломоносова.

 

Слово учителя: История развития знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след.

А.С. Пушкин писал, что «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей».

Ломоносов Михаил Васильевич, один из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры.

«Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом». А.С. Пушкин

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал этот замечательный человек, прошло уже три столетия, его имя до сих пор не сходит с уст не только его соотечественников, но и всех передовых деятелей науки и культуры других народов. Сегодня я вас приглашаю на Устный журнал, посвященный жизни и творчеству М.И. Ломоносова.

 

Ведущий: «…Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник..»  Эти пушкинские слова ориентируют на рассмотрение Ломоносовского наследия в его совокупности. Но сегодня мы будем говорить о его исследованиях в области физики. Приглашаем вас открыть первую страницу журнала «Родина Ломоносова».

 

1 страница «Родина Ломоносова»

 

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской (близ города Холмогоры). Отец его, Василий Дорофеевич Ломоносов был крестьянином, занимавшимся морским промыслом – ловлей рыбы и охотой на морского зверя. Мать,  Елена Ивановна, была дочерью дьякона.

Беломорский край, где родился и провел юность будущий ученый, отличался значительным своеобразием, как в экономическом, так и в культурном отношении. Крестьяне этого края не знали крепостного права. Это в известной мере способствовало тому, что Ломоносов смог уйти учиться в Москву и стать великим ученым.

 Миша был единственным сыном Василия Дорофеевича. Как и все крестьянские дети, он с самого детства помогал родителям: пас домашний скот, трудился в огороде, в поле, на постройках. Поморы воспитывали детей в строгости. Почтение к старшим и труд – таковы были главные основы народной педагогики.

Когда сыну исполнилось 10 лет,  Василий Дорофеевич стал брать его с собою в море. Поморы были отличными мореходами. Михайле было чему поучиться у своего отца и его помощников,  и было на что посмотреть в дальних походах. Впечатления отрочества оставили заметный след в творчестве Ломоносова.

Дивное  устройство природы волновало юную душу Ломоносова. Растолковать Михайле, как надо ставить парус, объяснить устройство компаса и научить им пользоваться, рассказать о повадках рыбы и морского зверя, о капризах северной погоды и прочее – все это могли сделать отец и другие бывалые поморы. Но что стоит за всем этим? Что поднимает ветер? Отчего бывают странные небесные сияния? Откуда смена дня и ночи, приливов и отливов? Откуда  эта красота и стройность? Откуда, наконец, и сама эта непобедимая потребность души все постичь, всему дать название, во всем найти смысл?...

 

 

Ведущий: Кругозор Ломоносова значительно расширился благодаря плаваниям с отцом в низовьях Северной Двины, Белом море, Ледовитом океане. Путешествия приобщали к пользованию приборами, знакомили с могучей и грозной северной природой, воспитывали волю, развивали наблюдательность, обостренный интерес к окружающему миру. Открываем вторую страницу нашего журнала  «В начале жизни школу помню я»… А.С. Пушкин

 

2 страница «В начале жизни школу помню я»… А.С. Пушкин

 

Рано обучившись грамоте, Миша, свободное от промыслов время, посвящал чтению. Часто односельчане, среди которых было мало грамотных людей, обращались к Михайле, когда нужно было написать какую-либо бумагу.

Первыми книгами, по которым Ломоносов научился грамоте, были духовные книги. Только около 1725 года он приобрел в семье своего односельчанина Христофора Дудина светские книги. Это были «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

Открыв Ломоносову, путь в науку эти книги не могли удовлетворить его огромной жажды к знаниям. Однако больших знаний он получить на родине не мог.

После смерти матери Ломоносова отец его еще дважды был женат. Третья жена Василия Дорофеевича оказалась для мальчика «злой и завистливой мачехой». Все эти обстоятельства и заставили Ломоносова уйти из дома.

В конце 1730 года Ломоносов покинул родительский дом и вслед за обозом мерзлой рыбы отправился в Москву, намереваясь получить там образование.

Славяно-греко-латинская  академия, куда устремился Ломоносов, была учреждена в 1687 году. Сюда-то «по своей и Божьей воле» пришел в конце января 1731 года с намерением непременно попасть в число учеников Михайло Ломоносов.

«Помещиковых людей и крестьянских детей» в академию не принимали, поэтому, Ломоносову пришлось скрыть свое происхождение и назваться дворянским сыном. 15 января 1731 года он был зачислен в 1 класс этого учебного заведения.

О трудностях, которые пришлось преодолеть Ломоносову в годы учения, рассказывает отрывок из его письма.

Он писал: «…Имея один алтын  (3 копейки) в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и на другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

 

Ведущий:  Ломоносов был в семье единственным сыном, ему положено было наследовать отцовское дело, но он избрал иную участь. За годы учебы Ломоносов получил хорошую подготовку в словесности, многое он мог почерпнуть, пользуясь книгами академической библиотеки.

Мы открываем третью страницу нашего журнала Годы учения»

 

3 страница Годы учения

 

Несмотря на трудности,  Ломоносов хорошо учился и в короткое время в совершенстве овладел латинским языком. Не ограничиваясь теми знаниями, которые давала славяно-греко-латинская академия, он много работал в доступных ему библиотеках, обращая особое внимание на естественнонаучную литературу.

Пятилетнее обучение в академии явилось важным этапом в подготовке Ломоносова к будущей научной и литературной деятельности.

В ноябре 1935 года славяно-греко-латинская академия получила распоряжение сената выбрать 20 наиболее способных учеников и направить их в Петербург для обучения в гимназии, которая незадолго до этого была открыта при Академии наук.

1 января 1736 года Ломоносов прибыл в Петербург, а в августе того же года по распоряжению президента Академии наук был послан в Германию для продолжения образования и изучения горного дела, химии и металлургии.

В Германии в течение двух с половиной лет Ломоносов учился у известно в то время ученого Христиана Вольфа. За это время Михаил Васильевич основательно изучил математику и механику, физику и химию, немецкий и французский языки и ряд других общеобразовательных предметов.

За границей Ломоносов пробыл около 5 лет. Весной 1741 года он получил разрешение Российской Академии наук на возвращение в Петербург и вернулся на родину.

В январе 1742 года Ломоносов был назначен «адьюнктом физического класса» с жалованьем 360 рублей в год.

С 1745 года Ломоносов стал профессором по кафедре химии. В этом же году он был произведен в академики.

Любимым занятием Ломоносова в первые годы пребывания в Академии наук было проведение химических исследований.

 

Ведущий: Однако больший интерес он проявил к вопросам строения вещества, теории теплоты, теории упругости газов, природе атмосферного электричества, природы света и цветов, практической оптики. Следующая страница посвящена физическим исследованиям.

 

4 страница Физические исследования

 

4.1 Теорией строения вещества Ломоносов заинтересовался ещё в студенческие годы. Уже в диссертациях «Работа по физике о превращении твердого тела в жидкое в зависимости от движения предшествующей жидкости» (1738) и «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (1739) он задался целью решить этот сложный для того времени вопрос. Он писал: «С тех пор, как я прочитал Бойля, овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышлял 18 лет».

В результате долголетних размышлений Ломоносов пришел к выводу о том, что все тела природы состоят из мельчайших и далее неделимых материальных частиц, или «элементов», т.е. говоря современным языком, атомов, объединяющихся в «корпускулы» т.е. молекулы.

В 1745 году в одной из своих статей Ломоносов писал:

«Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускулы однородны, если состоят из одинакового  числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом… Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе; от этого зависит бесконечное разнообразие тел…».

Эта атомно-молекулярная теория строения вещества Ломоносова была изложена в его работах «Элементы математической химии»(1741), «Двести семьдесят шесть заметок по физике и корпускулярной философии» (1741-1743) и др. Обосновав эту теорию Ломоносов, сумел дать правильное объяснение многим физическим явлениям. С помощью молекулярно-кинетической теории строения вещества им были убедительно показаны природа твердых тел, природа теплоты и холода, разработана теория упругости газов.

Изменение состояния вещества объяснялось Ломоносовым изменением движения составляющих его корпускул. Причиной теплоты Ломоносов считал « коловратное», т.е. вращательное движение составляющих тело частиц. Чем это движение больше, тем теплее тело, чем движение меньше, тем меньше и теплота. Разрабатывая свою теорию теплоты, изложенную в диссертации «Размышление о причине теплоты и холода» (1744), Ломоносов выступал с резкой критикой,  разделявшейся в то время многими учеными теории, видевшей причину теплоты в существовании особой «теплотворной материи».

В работе «Опыт теории упругости воздуха» (1748) Ломоносов движением атомов объяснял причину упругости воздуха.

Глубоко материалистическое понимание природы и происходящих в ней явлений позволило Ломоносову впервые в истории науки дать четкую формулировку важнейшего закона природы – закона сохранения материи и движения.

В 1748 году Ломоносов писал Леонарду Эйлеру:

«Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилась, то это отнимается у чего-то другого так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им движимому».

4.2 Много занимался ученый исследованиями атмосферного электричества. Начиная с 1743 года,  он вел систематические наблюдения за появлявшимся над Петербургом северным сиянием. При изучении атмосферного электричества Ломоносов заинтересовался метеорологией, и многое сделал для развития этой науки. Им были сконструированы: прибор для определения скорости и направления ветра, термометры и барометры новых конструкций. Он построил первую в истории науки автоматическую метеорологическую станцию, регистрирующую показания приборов без участия наблюдателя.

В 1754 году Ломоносов изобрел и построил «аэродинамическую машину», с помощью которой можно было поднимать на большую высоту термометры и другие приборы. Эта машина, снабженная вертикальным воздушным винтом, была первым в мире вертолетом.

В 1744 году Ломоносов начал наблюдение за грозами, проводившиеся затем регулярно в течение ряда лет. Еще до Ломоносова изучением электрических явлений в Петербургской Академии наук успешно занимался профессор Рихман.

Между Ломоносовым и Рихманом вскоре установилась дружба. Сначала 50-х годов они стали изучать электрические явления совместно.

Ломоносов смонтировал установку для обнаружения электрических зарядов в атмосфере и количественного определения их силы, назвал её «громовой машиной». С помощью этой «громовой машины» он и Рихман проводили опыты по изучению атмосферного электричества.

Летом 1753 года во время проводившихся  Ломоносовым и Рихманом одновременно (каждый на своей квартире) опытов по изучению атмосферного электричества Рихман был убит молнией большой силы.

Ломоносов писал «…умер господин Рихман прекрасною смертию, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет».

Изучая электричество, Ломоносов предсказывал его большую будущность. Широкое использование электрической энергии показывает, насколько пророческими были предсказания великого ученого.

4.3 С не меньшим увлечением занимался Ломоносов изучением световых явлений.

Его почти всю жизнь интересовала оптика, особенно её практическая сторона - конструирование и изготовление различного рода оптических инструментов.

В первые месяцы пребывания в Академии наук он разработал оригинальную конструкцию солнечной печи. Описанная в специальной работе его солнечная печь, состоящая из восьми двояковыпуклых линз и плоских зеркал, была проста в изготовлении и удобна в пользовании.

В 1756 году Ломоносов сконструировал зрительную трубу для наблюдения удаленных предметов при недостаточном их освещении, в сумерки и в светлые ночи. Этот инструмент, названный ученым «ночезрительной трубой», был заново сконструирован и получил широкое применение только в наше время. Ломоносов сконструировал горизонтоскоп, фрактометр, прибор для определения показателей преломления прозрачных тел, усовершенствовал зеркальные телескопы.

Ломоносов интересовался также и некоторыми вопросами теории оптики. Многие годы жизни он посвятил поискам объяснения природы цветов. Проводилась эта работа одновременно с исследованиями по получению цветных непрозрачных стекол для мозаики.

Оценивая творчество Ломоносова как оптика, академик С. И. Вавилов говорил: «Ломоносов был одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим оптотехником».

Используя оптические приборы,  Ломоносов наблюдал прохождение Венеры перед солнечным диском, открыл у этой планеты атмосферу.

 

Ведущий: На протяжении всей жизни Ломоносов боролся за развитие русской культуры, за распространение просвещения в России, за подготовку отечественных кадров ученых. Мы открываем следующую страницу журнала «Деятельность Ломоносова в области просвещения».

 

5 страница Деятельность Ломоносова в области просвещения

 

5.1 Ломоносов перевел на русский язык курс физики Христиана Вольфа. Это был первый учебник физики на русском языке. При выполнении перевода Ломоносов столкнулся с бедностью русского научного языка того времени.

Он писал: «Я принужден был искать слов для наименования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей, которые хотя сперва покажутся несколько странны, однако надеюсь, что они со временем через употребления знакомее будут».

Таким образом, он явился основателем русской научной терминологии, наш современный язык содержит много слов, впервые введенных Ломоносовым. Вот некоторые из них: термометр, формула, зажигательное стекло, поршень, упругость, сферический, атмосфера, барометр, манометр, преломление лучей, полюс магнита и др.

Ломоносов горячо верил во всемогуществ науки и просвещения и видел в них основное средство для ликвидации технической, экономической и культурной отсталости страны. В силу исторически сложившихся причин академический университет и гимназия влачили жалкое существование и не могли обеспечить растущие потребности страны в образованных людях.

С марта 1758 года Ломоносов осуществлял «смотрение» за университетом и гимназией, а с 1760 года стал их единственным руководителем.

Со свойственной ему энергией Ломоносов добивался т Академической канцелярии улучшения бытовых условий учащихся и обеспечения их книгами и письменными принадлежностями. Ломоносов мечтал об открытии в Петербурге университета, независимо от Академии наук, но надежды его не осуществились, и университет в Петербурге был открыт только в 1819 году.

 

5.2 Ломоносов был основателем первого русского университета в Москве.

В письме к Шувалову в июле 1754 года он определил структуру будущего университета и наметил программу преподавания.

12 января (25 по новому стилю) 1755 года императрица Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий», а 26 апреля того же года университет был открыт.

По настоянию Ломоносова при университете были открыты две гимназии – «благородная» (для дворян) и разночинная.

Ломоносов подробно разработал не только общие принципы обучения, но и мельчайшие подробности, касающиеся обеспечения быта, поощрении и наказания учеников и т.д.

Например, для управления учебным процессом Ломоносов вводит свою систему отметок. Отметки предполагались следующие:

В.И. – «все исполнил»

Н.У. – «не знал уроку»

Н.Ч.У. - «не знал части уроку»

З.У.Н.Т. – «знал урок нетвердо»

Н.З. – «не подал задачи»

Х.З. – «худа задача»

Б.Б. – «болен»

Х – «не был в школе»

В.И.С. – «все исполнил с избытком»

Ш. – «шабаш»

Наказания полагались за неусердие на уроках, а также провинность в поведении и варьировались по тяжести проступка, от простых выговоров и предупреждений («угроз») до битья «по рукам ферулею» (линейкой) и порки «лозами по спине».

К поощрительным мерам отнес устные похвалы, награждение книгами и инструментами, серебряными медалями.

В 1940 году Московскому университету было присвоено имя его основателя – М. В. Ломоносова.

 

Ведущий: Бросая общий взгляд на жизнь и труд Ломоносова, нельзя не признаться, что даже с учетом многочисленных невзгод, подчас приводивших его в отчаяние, он был человеком счастливым, в полном смысле слова: сильнейшая личная страсть его к сысканию истины сама по себе уже была общественным благом.

Недолгая жизнь Ломоносова представляет собою пример удивительно цельной жизни, прожитой стремительно, до предела насыщенно, благотворно для современников и потомков.

Скончался Михаил Васильевич  Ломоносов 15 апреля 1765 в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

  

Заключительное слово учителя: Мы рассказали лишь о немногих сторонах деятельности ученого М.В. Ломоносова – великого сына России. Великий ученый, он стал гордостью своей Родины.

Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет.

Он создал университет.

Своей рискуя головой,

Заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен

Историк он, географ он.

И как сказал о нем поэт:

«Он сам был  - университет».

 

Литература:

  1. Н.Ф. Уткина Ломоносов: к 275-летию со дня рождения. – М.: Мысль, 1986
  2. Музей М.В.Ломоносова в Ленинграде Издательство «Наука» 1972 год

 

 

Опубликовано: 28.12.2015