Правовое воспитание в детском саду

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Аленина Анжелика Владимировна

Организация: МБДОУ №111 ЦРР детский сад №111 «Рябинушка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Не травите детство спором.

                                                                                           Не судите разговором.

                                                                                           Не давите злом и страхом,

                                                                                           Не бросайте слов с размаху.

                                                                                           Душу детскую щадите,

                                                                                           Пуще глаза берегите.

                                                                                           За шалость не корите,

                                                                                           Ни родитель и ни взрослый,

                                                                                           Развивая детский разум,

                                                                                           Не влезайте в дебри сразу,

                                                                                           Детства дни не торопите,

                                                                                           Детству солнце подарите.



Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. 

Права детей сегодняшняя тема.

Сегодняшние дети -  это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. 

В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны. 

Значение правового воспитания.

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества,  в котором живут. 
Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности.  Немалую роль в этом призвано сыграть правовому образованию всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет), условия их  применения, указываются на правомерный способ действия. 
Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей. 
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования  у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.
Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
В своей работе с детьми  мы решили использовать тему «Мы тоже имеем права». 
Для начала, мы ознакомились с основными международными документами, которые касались прав ребенка:
Декларация прав ребенка(1959)
Конвенция ООН о правах ребенка(1989)
Следующим этапом нашей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. Формирование правового сознания у детей, наша работа стала развиваться по двум направлениям:

Работа с родителями.
Целью, которой является: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
Работа с детьми:
Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.
 

По данному направлению работы поставили перед собой следующие задачи:

  • Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений);
  • Развитие представлений о здоровом образе жизни;
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;
  • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков»
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
  • Разъяснить общественные нормы и правила поведения;
  • Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Организуя работу с детьми, мы опирались на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Проводили с детьми:

  • ролевые, театрализованные и дидактические игры;
  • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
  • занятия на закрепление знания о профессиях родителей, навыков толерантного поведения.
  • Занятия о праве на здоровье, на которых знакомили детей со здоровым образом жизни, о праве на медицинское обслуживание, о профессии врачей.
  • вечера развлечений, закрепляли основные права детей.

Организовывали:

  • Продуктивные виды деятельности (рисунки детей по сказкам).
  • В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовали сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.

Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, перед нами встал ряд проблем:

  • Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в нашей работе с детьми;
  • Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;
  • Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.

После изучения материалов Конвенции, мы  условно разделили статьи данного документа на несколько блоков:

  • Право жить и воспитываться в семье.
  • Право на Имя.
  • Право на образование.
  • Право на жилище.
  • Право на охрану и укрепление здоровья.

Для начала мы составили перспективный план работы.  Занятие проводили  один раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала включены в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяет избежать их излишней заорганизованности. Работу проводили  с небольшими подгруппами, это способствует и стимулирует не только познавательное общение и взаимодействие, но и взаимообучение и взаимопроверку. 
Знакомство и обучение основам правового сознания, мы проводили в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип в работе дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах поступках. 
Используя прием драматизации, мы старались развить у детей умение «в чувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.
В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, мы старались дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру.

Знакомя детей с правом на имя, проводили такие игры, как, «Расскажи, что означает твое имя?», «Подбери цветок к своему имени»,  «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай».

Всю свою работу, старались построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитывали право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.
Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь, мы подчеркнули, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании; проводя занятие по знакомству с родным городом, упомянула о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей; одним из видов специального транспорта - машины скорой помощи; в детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей.
Закрепляя представления детей о своих правах, проводили занятии по другим разделам программы: развития речи, изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду и т.д. Например, при составлении рассказов о том, как мы ходили на экскурсию в школу, целесообразно закрепили знания о праве на образование, а этическая беседа «Добрые и злые поступки» познакомили со способами разрешения конфликтных  ситуаций. 
Перед знакомством с правом на образование, мы задали детям вопрос: «В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?». Получив ответы, мы сделали  для детей игру, которую назвала «Школа моей мечты». Для детей были нарисованы шаблоны школ в виде ракет, замков, автомобилей, а учителя представлены в виде принцесс, космонавтов. С интересом и удовольствием дети обыгрывали каждый свою школу, рассказывая, чему их там будут учить.
В работе с детьми мы проводили беседы на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек».

Начиная работу  с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, мы провели предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Анкетирование показало, что родители недостаточно знакомы с нормативными документами, гарантами прав ребенка.
Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, мы  наметили следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.
Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», мы  выяснили, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересовались и такими  формами  работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план нашей  работы включены такие мероприятия, как  оформление выставок , составление генеалогического древа и альбома «Моя семья».
По мере освоения Конвенции, они принимали непосредственное участие в ее обсуждении. Так, например, при проведении встречи – беседы на тему: «Знаем ли мы права и обязанности детей», мы поставили перед собой цель: «Познакомить родителей с основными направлениями Конвенции о правах ребенка. Направить внимание родителей на доверительные взаимоотношения с детьми».
При обсуждении ряда статей Конвенции, родителям были  заданы следующие вопросы:
Что такое Конвенция прав ребенка? Что вы о ней знаете?
Как вы понимаете права человека? Ребенка?
Нужно ли родителям и детям знать Конвенцию? Зачем?
Какие права ребенка устанавливает Конвенция? Зачем?
При обсуждении всех вопросов многие правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его на детский сад и государство.
Из обследования детей стало видно, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной. 
Анализируя результаты своей работы, мы сделали выводы: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение  имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию. 

 

Список литературы:

  1. Антонов В.А. Изучаем права человека. – «Вита-Пресс»,1997
  2. Бабич Л.Н.365 увлекательных занятий для дошкольников.- М.:Айрис-Пресс,2000Ефимовский Е.карусель изобретений. Мудрые науки без назиданий и скуки. С.-Пб.: «Комета Дуэт»,1994

Журналы:

  1. «Дошкольное воспитание»;2005 №6,8
  2. «Ребенок в детском саду»;
  3. «Управление»
  4. «Дошкольное образование»
  5. «Обруч»
  6. Зайцев Г.Р. Уроки Айболита. -.-Пб.: «Акцидент»,1998.
  7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль:»Академия развития», 1997
  8. Морохин В.Н. Малые журналы русского фольклора.- М.:»Высшая школа»,1986.
  9. Насонкина С.А. Уроки этикета. –С.-Пб.: «Акцидент», 1998.
  10. Рылеева А.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. – М.: «Ангстрем», 1993
  11. Саплина Е.В., Спалин А.И. Введение в историю. – М.: «Дрофа»,1999
  12. Усачев А.Н., Березин А.К. «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: «АСТ-Пресс»,1996
  13. Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М.: «Аншстрем», 1993
  14. Шабельник Е.С. Права ребенка. – М.: «Вита-Пресс»,1997
  15. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! – М.: «Вита-Пресс»,1997
  16. Шипицына Л.М.,Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С.-Пб.: «Детство-Пресс»,2000
  17. Юдин Г. Главное чудо света. – М.: «Педагогика»,1991.
  18. Юдоходина Ю.И. «Здравствуй,друг,дорожный знак».- М.: «Карапуз»,1998

 

 

Опубликовано: 27.12.2015