Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Климина Татьяна Ивановна

Организация: МОБУ СОШ

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Чесноковка

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.

Поэтому главной целью исследовательской работы является формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.

Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. А учитель обязан создать условия для максимальной реализации их способностей и возможностей, помочь ребёнку в интеллектуальном и личностном росте, учитывая способности, увлечения, интересы, стремления.

Под руководством учителя ребята занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью совместно с родителями. У детей и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода, так как учебно-исследовательская работа развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития, при котором осуществляется тесное сотрудничество педагога, ученика и родителей. А в начальной школе связь с родителями при этом обязательна.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в нашей школе каждый год проходит научно-практическая конференция. Главная задача её – дать обучающимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в исследовательской деятельности обучающихся – никакого насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость – вот залог успеха.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительскими обязанностями. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме.

Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

  • консультирует,
  • отслеживает выполнение плана,
  • решает оперативные вопросы,
  • помогает в предварительной оценке проекта,
  • участвует в подготовке презентации,
  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе, или мы включаем его выступление на одном из уроков.

Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работ, выполненных моими учениками. Результаты моей работы уже видны.

Многие ученики моего класса уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Они постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства. Эти работы идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Например, по окружающему миру дети исследуют у каких деревьев на срезанных веточках, поставленных в воду, раньше распустятся почки весной; семейные традиции;

по литературному чтению: кто такая баба Яга?

по изобразительному искусству: что такое пастель?

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- Чем занимаешься в первую очередь?

- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

- О чём хочешь узнать больше?

- Чем можешь гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Работы моих учеников стали победителями и призёрами в разные годы на районном конкурсе исследовательских работ в рамках «Малой Академии Наук». Халилова Милена - победитель Республиканской научно-практической конференции школьников «Исследование как метод познания…» в номинации «Лингвистика» в г. Бирске; призёр I Республиканской научно-практической конференции младших школьников «Научное PROдвижение – 2014» в предметной секции «2014 – Год культуры в РБ».

Воробьёва Ксения - лауреат I Республиканской научно-практической конференции младших школьников «Научное PROдвижение – 2014» в предметной секции «Человек в мире слов», номинация «Юный исследователь».

Мкртчян Саркис -  победитель I Республиканской научно-практической конференции младших школьников «Научное PROдвижение – 2014» в предметной секции «Человек в мире людей» (экология); лауреат регионального тура Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в г. Мелеузе).

Шайхутдинов Амир, Диплом III на IV Республиканской научно-практической конференции младших школьников «Первые шаги в науку» в номинации «Здоровьесбережение» в г. Стерлитамаке, 2015 г.; Диплом III на региональном туре Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в секции «Физика и техника» в г. Мелеузе

Шаманаев Всеволод -  Диплом III степени на очном этапе республиканского конкурса исследовательских работ Малой академии наук школьников Республики Башкортостан в номинации «Обществознание»; обладатель ГРАН-ПРИ II Республиканской научно-практической конференции младших школьников «Научное PROдвижение – 2015» в предметной секции «Человек в мире техники и чисел», Диплом II степени на региональном туре Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в секции «Физика и техника» в г. Мелеузе

Работы учащихся Смыковой Светланы, Хачатрян Арпине, Шейкина Ивана, Халиловой Милены, Мкртчян Саркиса публиковались на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Темы моих исследовательских работ: «Моя собака», «Выгонка луковичных растений. Цветы для мамы», "Шежере рода Утарбаевых», «Жвачка. Польза или вред?», «Для чего нужен светофор?», «Мушкетёры среди нас», «Фразеологизмы русского языка в начальной школе», «Сравнение образов Бабы Яги и Мяскей», «Куда деваются новогодние ёлки?».

Сейчас мы готовим к защите три работы: «История храма Вознесения Господня», «Любят ли дети читать?», «Почему практически исчезли лошади в нашем селе?».

Как видите, работы совершенно различны по тематике, как различны и интересы детей.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Учителям начальных классов не надо не бояться различных нововведений, а смело изучать их и претворять в жизнь.  Это нужно, прежде всего, ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высшая награда деятельности педагога.

Литература:

  1. Микерина, А.С. К вопросу познавательного развития детей / А.С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск. – № 4, 2011 . – С. 103-106.

 

 

 

 

Опубликовано: 25.12.2015