Первые шаги малышей в рисовании

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Семёнова Светлана Вячеславовна

Организация: МДОУ «Детский сад №22»

Населенный пункт: Тверская область, г. Кимры

Интерес к детской изобразительной деятельности возник 80 – х  гг.  ХIХ века, например, с позиции искусствоведа, историка, педагога рассматривал детский рисунок Бакушинский А. В. Он считал, что детской творчество как родовой опыт совершенно, и представляет собой искусство, поэтому ребёнок у взрослого научиться ничему не может.

В середине ХХ века проблема детского рисунка продолжает интересовать психологов. В современной науке эта проблема освещается следующими авторами, Лабунский Г. В. , Флериной Е. А. ,Саккулиной Н. П. В их трудах раскрываются глобальные проблемы детского рисунка. С разработкой проблемы обучения Флерина Е. А. предложила систему игровых упражнений, которые были направлены на развитие движений руки. В основе этих упражнений – начертания различных линий, форм образного характера.

Например, дети  рисуют «дождь», «снег», «дорожки».

Исследования 60 – 70 гг. показали, что понимание детского творчества и этапов его развития дает возникновение образного начала.

Оно рассматривается в связи с теми средствами образной выразительности, которыми овладевают дети, начиная с 2-х лет. С помощью штрихов, цветовых мазков ребёнок способен передать некоторые явления действительности (капли дождя, падающие листья, снег).

В теории изобразительной деятельности относительно соотношения цвета и формы в рисунке сложились две тенденции: цветовое пятно и роль графических средств изображения. Форма является носителем содержания и выступает, как ведущий признак в изобразительной деятельности. В зависимости от характера образа может доминировать то или иное средство : линейный контур или цветовое пятно.

Исследования Комаровой Т. С. Так же показало, что вопросы техники рисования нельзя  рассматривать в отрыве от создания изображения, образа; нельзя их сводить к простым идеям или более сложным упражнениям.

Как показывает мой многолетний опят работы с детьми раннего возраста: дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Почему они начинают это раньше? Может быть потому, что хотят что-то сказать нам? Может быть потому, что стремятся что-то в себе преодолеть или порадовать себя и окружающих?

Для маленького человека всё происходящее впервые - радость. А радость- великий дар природы. Как же научить рисовать таких маленьких детей? В первую очередь важна развивающая среда. Уголок изо - творчества со свободным доступом детей к карандашам, фломастерам, краскам, шариковым ручкам  и бумаге, которая поможет выразить себя.

Чем больше лист бумаги, тем лучше. Рука ребёнка, глаза, всё тело должны приобретать смелость и навыки свободного, широкого и непрерывного движения рукой. Чем шире диапазон движения по бумаге, тем смелее и находчивее будет ребёнок. Работа рук напрямую связана с развитием обоих полушарий мозга, поэтому дети пробуют рисовать правой  и левой рукой и даже обоими – это принесёт только пользу. А сколько эмоций дети получают от рисования руками. Почему? Известно, что до трёх лет они должны пройти этап «размазывания руками». Так пусть это лучше будет гуашь, чем каша или суп!

Дети, самые маленькие, больше всего интересуются взрослым, который с нм рисует, а уже через него начинают интересоваться предметами действиями. С самого начала обучения рисованию следует идти от образа, а от овладения навыками  - суметь выбрать предмет, способный вызвать достаточно длительный интерес. Когда у ребёнка есть яркий образ данного конкретного предмета, можно побудить малыша дополнить его рисунок какими – то значительными деталями.

Если посмотреть на рисунок малыша внимательно, то можно узнать о внутреннем мире ребёнка, его чувствах, восприятии, отношении к людям.

Глубоко работая над этой проблемой, возникают вопросы, то есть противоречия.

Дети раннего возраста ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить свои чувства и эмоции или стесняются это делать. Поэтому, рисуя, малыш получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе, что особенно важно в адаптационный период. И для того, чтобы ребёнок мог реализовать эмоциональные и продуктивные возможности, которые заложены в рисовании, он не должен бояться изобразительных материалов, а уметь пользоваться ими. Но как показывает мой многолетний опыт  работы с такими детьми, их изобразительные умения либо совсем отсутствуют, либо очень ограничены. Педагог должен владеть системой игровых, нетрадиционных приёмов для приобщения детей к изобразительной деятельности. Взрослые иногда небрежно и легкомысленно судят о рисунках малыша, относятся как к «калякам - малякам». И поэтому родители должны быть не только «оценщиками» их достижений или неудач, но и помощниками для своих детей. Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и говорить с ним обо всё, что он любит рисовать.

 

 Работая над этой темой, я поставила цели и задачи:

Цели:

  • Вызывать у детей положительный отклик, интерес к изобразительной деятельности, которая должна приносить малышам удовольствие и радость, а так желание действовать самостоятельно.
  • Развивать творческую личность, умение самовыражаться, совершенствовать свои способности в мире чувств.
  • Установить доверительные отношения с родителями, побуждать взрослых проявлять живой интерес к рисунку ребёнка, дать возможность понять, что чувствует их малыш, на что направлены его переживания.

Задачи:

  1. Продолжать овладевать технологией развивающего обучения и воспитания детей. Систематизировать методы приобщения детей к изобразительной деятельности.
  2. Создавать развивающую среду для того, чтобы каждый ребёнок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.
  3. Владея игровой методикой, знакомить детей с изобразительными материалами, чтобы вызвать интерес и желание действовать самим.
  4. Использовать в рисунках нетрадиционные формы работы, подводить детей к тому, чтобы они сами ставили перед собой изобразительные цели и добивались их достижения.
  5. Средствами изобразительной и другими видами детской деятельности развивать творческую личность малыша, его умения самовыражаться, совершенствовать свои способности в мире чувств.
  6. Донести до сознания родителей значимость детского рисунка, чтобы они могли увидеть радость в детских глазах! Чтобы они учились вместе с детьми радоваться их новым открытиям и открывать этот мир с новых сторон.

Для достижения этих целей, в группе была создана среда, способствующая развитию у детей изобразительных навыков. Ежедневно в утреннее и вечернее время накрываются столы для детской и совместной деятельности, где могут быть использованы по желанию разные материалы и инструменты. В результате чего:

  • Дети идут в группу с удовольствием, радостным настроением и желанием рисовать.
  • Взаимоотношения детей с взрослыми, стали более доверительными.
  • У детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными, доброжелательными друг с другом.
  • Дети научились работать разными инструментами: фломастерами, кистью, карандашами, мелками, тычками. Стали проявлять самостоятельность в выборе материла, инструмента и цвета.
  • В процессе рисования дети начали объяснять свой замысел и действия, а это способствовало развитию речи.
  • Родители стали нашими помощниками, вместе с детьми они радуются их успехам и достижениям.

 

Список литературы:

  1. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост. Е.В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. - ИП Лакоценин С. С., Воронеж.-2009.-137с.
  2. Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа/ О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2013.-142с.
  3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии.- М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.-192с., 16 л.
  4. Иванова Е. Развиваем творческие способности!//Дошкольное воспитание №6-с. 111

 

 

Опубликовано: 24.12.2015