Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Удовыченко Людмила Николаевна

Организация: МБОУ «СОШ №2»

Населенный пункт: РСО-Алания, ст. Архонская

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по разному организованных процессов обучения.  

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Я для себя выделяю три основные группы технологий:

  1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
  2. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).
  3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний т.д. Эти технологии позволяют мне учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с учащимися.

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике моей работы и многих учителей нашей школы. И я считаю, что начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок". Схемы связей я очень часто использую на уроках окружающего мира. Например, при изучении темы: «Время снега и льда» предлагается ребятам ответить на вопросы: какое вещество может принимать три состояния, при каких условиях происходят превращения, как называются эти процессы превращения? Во время работы над ответами детям предлагается схема, где необходимо указать логическую цепочку образования трёх состояний воды, стрелками соединить условия, при которых наблюдаются процессы конденсации и замерзания. При изучении, например, темы: «Как встречают весну животные» , ребята получают задания рассмотреть изменения в жизни животных, появление потомства, вессенюю линьку, массовый прилёт птиц и т.д. Для более тщательного исследования и усвоения материала на доске вывешиваются схемы-опоры с дополнительным набором карточек. Выполняя работу у доски и в рабочих тетрадях, ребята устанавливают определённую цепь изменений для каждой группы животных.

Очень близка мне технология дифференцированного обучения. При ее применении я делю учащихся класса на условные группы. При формировании групп учитываю личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета. Создаю разноуровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения, а также для диагностики результатов обучения.

Очень тесно связываю с этой технологией, технологию учебно-игровой деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и я сама. Особое значение для меня имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Например, на уроках обучения грамоте при звуковом анализе слов, я использую игру «Вертолина». Игра проводится так. К доске выходит ученик, вращает круг, какая буква выпадает в сектор, на эту букву составляется слово. Производится звуковой анализ слова. Для формирования навыков орфографии эту игру можно использовать в другом варианте. Например, в сектор выпала буква р, задание – проверяемые безударные гласные. Ученик вспоминает слова. Река - проверочное слово - реки. Задания можно изменять, используя различные варианты. Игра во фразу ориентирована на формирование у детей понимания последовательности слов в предложении. Каждый ряд учащихся получает листок с первым словом предложения, затем по цепочке записывают по одному слову так, чтобы получилось предложение. Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложения и слов.

Не могу не упомянуть об психокоррекционных и креативных играх, т.е. игровых методах обучения и воспитания в современных психолого-педагогических технологиях. Эти игры занимают важное место в развитии творческих возможностей и креативной активности у детей. Развивать познавательные процессы мне помогают следующие игры: «Слушай звуки!», «Слушай хлопки!», «Канон», «Пишущая машинка» и др. Цель этих игр: развитие внимания. Например, процедура проведения игры «Пишущая машинка». Каждому игроку присваивается буква алфавита. Не следует брать буквы: й, ь,ъ, так как они редко встречаются в односложных словах. Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши. Для развития памяти, наблюдательности, восприятия можно применить следующие игры: «Запомни позу», «Слушай и исполняй!», «Художник», «Кто что сделал?», «Тень» и др. Например, ход игры «Тень». Звучит музыка. Из группы детей выбираются два ребёнка. Остальные – зрители. Один ребёнок – путник, другой – его тень. Путник идёт через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идёт его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений под музыку.

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Например, при подготовке к творческим работам, сочинениям, ребятам предлагается провести исследовательскую работу по материалам, которые имеются в сети Интернет и различным литературным источникам. Всю полученную информацию дети систематизируют в классе и выбирают наиболее интересный вариант для написания работы. Так, например, получив информационные письма о проведении городских, краевых, общероссийских Интернет-конкурсов «Долг служения Отечеству», «Гагарин в судьбе моей страны» и т.д., мы с ребятами создали информационный штаб, куда приносилась и обрабатывалась вся собранная информация. На основе собранной информации дети писали сочинения и лучшие из них стали участниками конкурсов.

Таким образом, применяя данные технологии, процесс обучения становится более полным, интересным, насыщенным.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Рассмотрим возможности и преимущества информатизации обучения в начальной школе. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Как показывает мой опыт работы, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой, ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, не чувствует влияния окружающих.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером. Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать осознанность усвоения полученного материала, активно воспроизводить ранее изученные знания, отслеживать интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, и развивать творческое отношение учащихся к учению.

Однако, эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.

Компьютер в обучении младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы. Например, для повышения грамотности я использую программы типа «Семейный наставник», «Фраза», для отработки вычислительных навыков «Приключения в городе математиков», «Обучение и приключение», «Алик, летние каникулы» и т.д.

Итак, в общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения. В этой работе я попыталась представить лишь маленькую толику педагогических технологий как фактор повышения качества образования в общеобразовательной, в частности, начальной школе.

 

Библиографический список

  1. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика N9, 1991г.
  2. Бордовский Г.А.,Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика N5 1993г стр.12-16.
  3. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -  №1.
  4. Брагина Г.Б. Мастерство учителя на уроке М., 1992г.
  5. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. -  №3.
  6. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско,1986г.
  7. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии М., Знание, 1992г.
  8. Зубарева Н.С.Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения//Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. науч. труд Вып.3 в 2-х ч, Ч 1М.,1994г.
  9. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения//Сов.педагогика N3,1990г. с.138-141.
  10. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы М., 1986г.
Опубликовано: 22.12.2015