Пути повышения конкурентноспособности школы

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Фетисова Наталья Ивановна

Организация: МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»

Населенный пункт: Пермский край, Частинский район, с. Частые

Не секрет, что родители, выбирающие школу для своего ребёнка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей, всегда субъективными. А значит, от того, какое мнение сложится о школе, зависит её репутация на многие годы.

   Поэтому любая развивающаяся организация, стремящаяся быть конкурентноспособной, пытающаяся найти гармоничные способы сосуществования с социумом, заботится об имидже.

          И существует ряд причин, по которым формирование имиджа школы является одним из главных условий повышения конкурентноспособности образовательного учреждения. Почему?

  1. Сложная демографическая ситуация усиливает конкуренцию образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор обучающихся и сохранение контингента.
  2. Существует дифференциация и вариативность системы общего среднего образования.
  3. Позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам: финансовым, информационным, человеческим.
  4. Образовательное учреждение становится более привлекательным для педагогов ( стабильность и социальная защита).
  5. Существует запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения (например, к инновационным процессам).
  6. Легче развивается социальное партнёрство.

     Т.о., целью формирования имиджа является повышение конкурентноспособности учреждения.

       Если отношение, которое имеется у наших союзников, нас полностью устраивает, можно считать, что мы достигли своей цели.

         Механизм достижения выглядит так:

     Имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Школа, обладая большим количеством ресурсов, становится конкурентноспособной и повышает свою привлекательность для новых партнёров (т.к. имидж становится более позитивным).

       Из представленной схемы видно, что формирование имиджа становится первым шагом для построения хорошей школы. И инициатива должна исходить от самого образовательного учреждения

   Но прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения и особенностях его формирования, давайте уточним смысл понятия «имидж».

    «Имидж» - это целенаправленно формируемый образ, призванный оказать воздействие в целях популяризации и рекламы.

       Ключевые слова: «целенаправленно», т.е. имидж можно планировать и создавать; «воздействие», т.е. необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и затевается.

        В современной литературе наиболее часто встречается определение сотрудника Центра социологических и маркетинговых исследований Пискуновой Татьяны Николаевны, которая рассматривает имидж образовательного учреждения как « эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социального окружения образовательного учреждения».

     В публикациях разных авторов рассматриваются отдельные элементы структуры имиджа.

Что же включает в себя имидж школы?

  1. Позитивный образ руководителя. Это персональные особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики ( образование, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики ( знание стратегии развития образования, содержания форм, методов, технологий, инновации на рынке образовательных услуг, знание основ управления, экономических и правовых основ функционирования школы).

Акмеологическая  характеристика личности лидера предполагает наличие у него интуиции, прогностических способностей, уверенности в себе, решительности, рефлексивности, гибкости ума.

  1. Качество образовательных услуг – вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки обучающихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами.
  2. Уровень психологического комфорта подразумевает уважение в системе взаимоотношений учитель – ученик; бесконфликтное общение, оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса;
  3. Образ персонала – это квалификация, личные качества, внешний облик, педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
  4.  Стиль образовательного учреждения заключается в эффективной организационной культуре школы; наличии и функционировании детских и юношеских объединений, визуальной самобытности школы, традициях, стиле взаимодействия между участниками образовательного процесса;
  5. Внешняя атрибутика подразумевает наличие фирменного стиля    (символики, школьной формы, школьной газеты, собственного сайта в интернете).

    Процесс поиска своего лица может занять много времени, но это стоит того! Очень важно помнить, что любой член педколлектива является своеобразной Частичкой, которая несёт в мир информацию о Цельном, а значит, оттого, насколько мы разделяем общие цели и насколько осознаём средства их достижения, зависит личный успех каждого из нас.

       Формирование имиджа – это процесс, в ходе которого создаётся некий сканированный образ на основе имеющихся ресурсов.

    Начиная планирование работы над созданием имиджа, выделяют следующие этапы:

Первый – определение миссии.

        Сначала нужно определиться с базовой идеей образовательного учреждения («изюминкой»). Т.е. нужно понять: а кто мы такие? В чём наша особенность? Это самый главный вопрос, вокруг которого и пойдёт вся дальнейшая работа. Ибо эффективно и долго «пиарить» мыльный пузырь ещё никому не удавалось. Миссия школы (сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования школы, в котором проявляется её отличие от других школ) и её ценности играют важную роль в позиционировании образовательного учреждения. Итогом этого этапа должно быть чёткое понимание того, каковы наши сильные и слабые стороны.

    Дальнейшая стратегия проста: сильные стороны актуализируем и популяризуем, с проблемами – работаем.

Второй – определение целевой аудитории.

       Необходимо понять, кого нам хотелось бы привлечь в союзники. Есть четыре основные группы: ученики, родители, СМИ, социальные партнёры + педагогический коллектив.

     Ученики. Наши выпускники являются главными пиарщиками образовательного учреждения. Память о школе хранится долго, и если образ, который сложился у ребят по окончании школы малопривлекателен отдать в эту школу детей они вряд ли посоветуют. К тому же, именно ученики, ещё учась в школе, служат её своеобразной визитной карточкой.

    Родители учеников способны дать реальную оценку нашей работы, откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нас. Поэтому они являются главной целевой группой. Родители могут выступать и основными инвесторами имиджевой политики (если мы с ними по одну сторону баррикад).

    Социальные партнёры. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально – общественную активность, - ведь польза от такого партнёрства должна быть обоюдной.

   СМИ являются посредником между школой и обществом: именно благодаря своевременному информированию о планах и достижениях мы можем существенно расширить круг своих потенциальных партнёров и сформировать позитивное мнение  о себе в глазах окружающих. Характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Например, для привлечения внимания состоятельных родителей рекламируют платные услуги. При ориентации на социальную деятельность, потенциальных союзников привлечёт внимание информация о волонтёрстве, общественных проектах, благотворительных акциях.

    Третий – планирование. На этом этапе разрабатываются конкретные мероприятия, связанные с формированием имиджа. Условно их делят на внутренние и внешние.

    Внутренние. Повышение организационной (корпоративной) культуры: создание школьной символики, разработка дресс – кода, изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса, обучение этике деловых отношений.

   Внешние – трансляция целей и деятельности школы для внешних «потребителей» - родителей, социальных партнёров, СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в проектах, исследованиях, волонтёрской деятельности, т.е.  во всех мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс.

   Важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализацией. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой – то части обещанного.

   Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех членов коллектива. Важное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (мониторинге). Важно определиться с системой распространения и получения информации, а также с человеком, ответственным за эту часть работы.

    Четвёртый этап – реализация проекта. На этом этапе самое важное – это ограниченная интеграция в непосредственный образовательный процесс. Деятельность по созданию имиджа может быть частью домашних заданий по разным предметам, или зачётной работой, или конкретным внеклассным мероприятием.

    Пятый этап – проверка эффективности. На этом этапе (ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием является доведение итогов мониторинга до всех участников. Для формирования имиджа школы нет мелочей. Что же ещё может повлиять на имидж образовательного учреждения?

- соблюдение общей чистоты на всей территории (это не дорого!)

- неряшливый вид кабинетов и других помещений наносит непоправимый ущерб фирменной репутации

- звонки в школу и из школы (от того, как мы говорим, зависит впечатление о нас)

- встреча гостей школы в вестибюле. Неприветливое и неконструктивное общение создаёт психологический барьер у потенциальных союзников и порождает негативную установку по отношению к образовательному учреждению

- общественные собрания. Здесь имеет значение всё – начиная от формы приглашения и заканчивая причёской руководителя или учителя

- Крайне важно не только качество распространяющейся информации, но и её количество. Если потребителю не хватает какой – то информации, он её домысливает. Важно предоставлять максимум информации и налаживать обратную связь.

       Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их школе лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась среди прочих, вызывала желание устроиться на работу или учиться именно в ней.

  И сформированный имидж образовательного учреждения позволит решить многие задачи:

- повысить привлекательность школы , в первую очередь для родителей, учащихся, персонала;

- облегчить процесс введения новых образовательных услуг;

- повысить уровень организационной культуры;

- способствовать улучшению социально – психологического микроклимата в коллективе;

- повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг.

     В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллетива, методической работы в школе.

   Не существует единственного идеального рецепта создания благоприятного имиджа, банальный рецепт – в самом факте поиска.

 

Список литературы

1.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. Даниленко 2.Л.В. Имидж учебного заведения//Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2003.
3. Зельцерман К.. Имидж компании: важна каждая мелочь. // «Секретарь-референт». - № 5 – 2006
4. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.
5. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. - 2000. - № 9. -
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
7. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999.№ 5. С. 45-51.
 

Опубликовано: 05.03.2015