Стратегия формирования вовлеченности ученика в учебный процесс на основе применения инновационных технологий

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кунгурова Анжела Александровна

Организация: МУ ДО ДШИ №2 Чердаклинского района Ульяновской области

Населенный пункт: Ульяновская область, п. Октябрьский

В концепции модернизации российского образования сказано: «Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования [1]. Отсюда, главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Модернизация российского образования – это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов. При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. [2]

Образование в сфере культуры и искусства является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе, национальным достоянием нашей страны. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности человека.

Современные технологии все чаще присутствуют в музыкальном образовании от школы до университета. В последнее время было разработано огромное количество компьютерных программ, веб-сайтов, веб-порталов, которые облегчают поиск, модификацию и воспроизведение музыкальных ресурсов.

Несмотря на реформы и попытки модернизации системы образования, краеугольным камнем остается система дополнительного образования, в том числе и музыкального. Оно носит специфический, зачастую, дополнительно-добровольный характер. Несмотря на всю важность дополнительно образования в общей системе образовательного процесса, основной проблемой остается именно заинтересованность родителей и детей в получении этого образования.

Сегодня мы отмечаем кризис музыкальной школы как социального института, определенная часть причин которого лежит также в области финансов и экономики, но основная причина связана с концептуальными особенностями этого уникального типа образования. Безусловно, ребенок, получивший музыкальное образование, другими глазами смотрит на мир, умеет увидеть и оценить прекрасное, поэтому обучение здесь дает человеку неоценимый жизненный опыт. [4]

Многие же современные дети не хотят обучаться в музыкальной школе, так как считают, что музыка – это скучно, неинтересно. У некоторых детей, обучающихся здесь, часто нет заинтересованности в учебном процессе. Можно выделить несколько причин, почему это происходит, например:  родители очень хотели, чтобы он обучался музыке, и отдали его в школу против его воли;  у ребенка нет музыкальных способностей, ничего не получается, пропадает интерес к учебе; неправильно выстроенный учебный процесс и т.д.  Много зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятиях.

В условиях модернизации дополнительного музыкального образования с применением инновационных принципов организации учебного процесса важным стратегическим фактором остается именно вовлеченность ученика в учебный процесс. В эпоху всеобщей информатизации и популяризации музыки необходимо разработать такую структура образовательного процесса, которая бы позволяла интегрировать самого ученика и его свободное время в этот процесс.

В сети Интернет сейчас существует огромное количество музыкальных образовательных ресурсов, порталов, сообществ, где публикуются классические, современные музыкальные произведения, их обработки и аранжировки.  А так как современные дети проводят значительную часть времени в сети Интернет, задача преподавателя – не выставление «ненужных барьеров» на пути получения знаний, а направление этого процесса в нужное образовательное русло. Популяризация современной музыки привела к тому, что многие произведения находятся «на слуху», ученики хотят научиться их играть (потому что это модно, необычно, интересно).   Интеграция ученика в учебный процесс заключается в формировании возможности принятия участия в поиске и выборе композиции для изучения и исполнения.

Сейчас практически у всех учащихся музыкальной школы есть собственные портативные мобильные устройства, такие как современные высокопроизводительные телефоны, планшетные компьютеры («планшеты»), которыми они пользуются каждый день. Но, зачастую, круг интересов и задач, которые решаются с помощью этих устройств в повседневной жизни учеников сводится к звонкам, играм и провождению времени в социальных сетях. Однако реальная «мощь» их может быть использована и для решения образовательно-музыкальных задач. При подготовке к уроку учеником и преподавателем мобильные устройства могут быть использованы для создания графических презентаций по темам, для воспроизведения видео и аудио музыкальной информации.

Задача преподавателя в новых образовательных аспектах – правильно направить и проконтролировать своего ученика. На начальных этапах – показать, как правильно пользоваться различными образовательными порталами, как искать и «фильтровать» музыкальную информацию, как использовать свой телефон или планшет не только для «звонов и игр», но и для самообразования и музыкально-исполнительского роста.

Что получается: у ученика происходит формирование цели, в результате чего повышается его заинтересованность в учебном процессе. Происходит расширение музыкального кругозора, его фильтрация (с помощью преподавателя) и формирование в ученике новых самостоятельных качеств – поиска и обработки дополнительной музыкальной информации, которые помогут ему лучшим образом ориентироваться в информационном пространстве. В рамках модернизации музыкального образования выступает процесс применения инноваций в виде информационных и музыкальных веб-порталов, веб-сайтов, компьютерных программ, позволяющих искать, изучать и воспроизводить различные музыкальные произведения, например:

  • http://pianonotes.ru/ - крупная библиотека нот для фортепиано,
  • http://ru.scorser.com/ - система поиска для музыкантов,
  • http://notopedia.ru/ - бесплатная энциклопедия классической музыки.

Рассмотренные аспекты музыкального образовательного процесса уже с успехом применяются при подготовке уроков, в концертной и конкурсной деятельности учащихся струнного отделения МУ ДО ДШИ №2 Чердаклинского района Ульяновской области. Силами учеников и их преподавателей были найденные и изучены произведения таких композиторов (не входящих в обязательную школьную программу) как Астор Пьяццолла, Кирилл Расколенко, Макс Рихтер, Людовик Эйнауди, Дэвид Гаррет, Инна Исакова и т.д.. Стоит отметить, что выступления скрипача Дэвида Гаррета широко распространены в сети Интернет. Учащиеся с удовольствием делятся с преподавателями своими «находками», демонстрируя их на своих мобильных устройствах. Силами учащихся были подготовлены и проведены презентации по творчеству Давида Ойстраха и Никколо Паганини и т.д.

Все это приводит к повышению уровня заинтересованности, самостоятельности при подготовке к занятиям, вовлеченности учащихся в творческий процесс.

Однако важной фактором применения подобных технологий в музыкальном образовании является квалификация преподавателя. Он должен быть способен направить учащихся как в информационном пространстве, так и в базовом музыкальном (сказать как правильно, как можно сделать лучше, как можно модифицировать). 

Таким образом, важным стратегическим направлением современного воспитания и образования в рамках дополнительного музыкального образования должно стать именно формирование вовлеченности ученика в учебный процесс на основе применения инновационных технологий.

 

Список литературы

1. Министерство образования Российской Федерации приказ от 11.02.2002 г. N 393;

2. Рапацевич Е.В. Инновации в образовании: роль информационно-технологической среды // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . – стр. 86-88; 

3. Ершов С.  Образование в культуре: задачи и достижения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gazetaigraem.ru/a17201301

4. Лукьянова О. В.  Актуальные проблемы музыкального образования детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/13_8/

5. Артюгина О. Н. Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.).  — Уфа: Лето, 2011. — С. 84-85.

Опубликовано: 06.12.2015