Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Семёнова Светлана Вячеславовна
Организация: МДОУ «Детский сад №22»
Населенный пункт: Тверская область, г. Кимры
Знакомства малыша с устным народным творчеством начинается с колыбельных песенок, загадок, потешек, прибауток.
Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми.
К сожалению, в наше время родители, загруженные работаю, часто забывают об этом. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы из уст родителей. Не в каждой семье перед сном читают сказки. Не каждая современная мам поет своему малышу колыбельную на ночь. У многих наблюдается задержка речи.
Поэтому я перед собой поставила цель:
-
Разнообразить методы и приёмы по использованию малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста. Необходимо использовать все доступные виды деятельности; глубже и шире открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.
Работая над этой темой, я поставила следующие задачи:
-
Погружать ребёнка в мир исконно-русской речи, воспитывать любовь к художественному слову, способствовать развитию речи и общему познавательному развитию.
-
Учить малыша быть человеком, постигая окружающий мир, быть добрым и ласковым, трудолюбивым и заботливым.
-
Воспитывать у детей гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».
-
Прививать любовь к природе.
-
Раскрыть для родителей значение малого фольклора в жизни малыша. Оказать помощь в подборе детской литературы.
В развитии ребёнка наступает период, когда в окружающий его мир, в ряд знакомых образов наконец-то приходит книга, как единство слова и зрительного восприятия. И малыш вступает в этот мир подготовленным ,т .к с первых недель жизни, благодаря колыбельным, пестушкам, потешкам, поэзии классиков и современников, у него возникает взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием, и, благодаря ей, он начинает быстро познавать окружающий его мир и обогащать свой внутренний.
Гениальный творец языка и величайший педагог- народ, создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка ко всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Вот что сказал об этом К.И. Чуковский в книге « От двух до пяти»:
«Народ в течение многих веков выработал в сказках и песенках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребёнку.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок и потешек. Под звуки их ласковых , напевных слов малыш легче проснётся:
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Ребёнок даст себя умыть:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Малыша будет легче накормить:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду...
Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла
Пастушку я отдала,
Ну-ка милый пастушок
Ты спеши-ка на лужок
Там бурёнка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идёт
Молочка не несёт
Надо кашку варить
Сашу кашкой кормить
Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития».
К.И.Чуковский в той же книге «От двух до семи» пишет, что среди нас есть миллионы существ, которые, все до единого, пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это - дети, особенно маленькие. Среди взрослых вдохновений поэт есть явление редчайшее, а среди детей 99% поэты. Ребёнку ещё нет и года, он ещё не владеет активной речью, а посмотрите с каким ненасытным удовольствием, слушает он бессмертные «ладушки» и «Сороку-Ворону», «Кошкин дом» и другие шедевры народной поэзии. Стихи для них - норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей.
Любовь к художественному слову у малыша надо воспитывать с первой недели его жизни. О том, как это делается, позаботились наши предки, создавшие и предавшие от поколения к поколению культуру повествования и в частности колыбельные песни.
Колыбельная песня как жанр устного народного творчества прекратила своё активное бытование в 30-е годы ХХ века. Сколько веков она служила детству - сказать трудно, но до нас дошли пенсии сложенные в татарском полоне ХIII века. И там, в золотоордынском плену, матери не забывали их. Значит, есть в этом нечто, что необходимо для растущих дитятей и пестушей, их матерей и нянь. Ради детей надо задуматься над тем, насколько возможно и необходимо обращение к колыбельной песне в современных условиях воспитания ребёнка.
Колыбельные песни вобрали в себя то, что так нужно появившемуся на свет малышу: звук голоса матери, её ласковые слова, её творческую энергию, ритм движения самого уютного на свете места после материнских рук - колыбели.
Чудом материнской любви назвал их современный писатель Ф.А. Искандер.
Родной голос, ласково напевающий колыбельную, помогает малышу легче установить первые контакты с окружающим миром. Ребёнок ещё не понимает слов, но ему приятны интонации, мелодия слов, доброта, нежность. Ребёнок чувствует свою защищённость. Колыбельная песня успокаивает малыша.
Культура материнства складывалась в течение многих веков, и до нас дошло то, что отобрано и проверено жизнью. Частью этой культуры является поэзия пестования (от пестовать – нянчить), куда кроме колыбельных песен, входят пестушки, потешки, детские песенки. Они дают первые представления о мире, первые педагогические наставления, способствуют его раннему речевому развитию, оказывают эстетическое воздействие, координируют движения малыша. Их художественный мир определяется философией любви к ребёнку:
Наша деточка в дому,
Что оладышек в меду,
Сладко яблочко в саду,
Матке - радость
Бабке - сладость
Батьке - аленький цветок.
Пестушки и потешки - это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождаются движениями в младенческом возрасте.
Для полноценного развития ребёнка нужно постоянное общение с ним, обращение к нему с речью: необходимо побуждать его к действию, движению, игре.
Поглаживая дитя по тельцу, приговаривают:
«На кота потягушечки,
На дитя порастушечки...»
Под песенку матери легче делать первый шаг:
«Ножки, ножки
Бегите по - дорожке...»
Народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую такую приговорку можно внести что-то своё, для своего малыша созданное. Он вместе с вами переживёт радость творчества.
Психологи полагают, что развитие ребёнка вообще и культурное развитие в частности проходят через участие в ситуации.
Пестушки и потешки – именно те жанры детского фольклора, которые включают ребёнка в ситуацию, способствуют межличностному общению, активизируют детский интерес к окружающему миру, ненавязчиво передают нравственные наставления, которыми руководствовались люди в течение многих веков:
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса,
Расти коса - не путайся
Маму, дочка, слушайся!
Детские народные стишки, начиная от бабушкиных всем известных «Ладушек», «Поехали- поехали» или «Пальчик-мальчик», чаще всего рождены игрой и игрой сопровождаются:
Поехали- поехали
С грибами и с орехами.
Поскакали- поскакали!
По кочкам, по кочкам
Бултых в ямку!
Для таких песенок всегда характерны: безукоризненный ритм, весёлое содержание и простота.
Стихотворная речь с рождения привлекает ребёнка, ещё не понимая смысла, он реагирует на ритм, где каждое слово «работает» и зовёт к движению:
Это кто же проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуни – потягушечки
От носочков до макушечки,
Мы потянемся – потянемся
Маленькими не останемся.
Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста, показывает, что организовать режимные моменты, провести игру- занятие, пальчиковую гимнастику, встретить новичка, успокоить, не в меру расходившихся малышей могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость , доброту, нежность и любовь к детям. И что примечательно; малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно-народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение её создателей и носителей.
Все знают, как воспитателю порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребёнку- войти в новый, непривычный для него, а потому таящий угрозу, мир детского сада. Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для новичков - так мы их называем.
Кто у нас хорошая?
Кто у нас пригожая?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Наша деточка в дому,
Что оладышек в меду
Красно яблочко в саду.
Любой воспитатель на собственном опыте понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир, как можно спокойнее?
Русский человек позаботился и об этом:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки – на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят – поспят,
Всему миру спать велят
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел песню Юрочке:
Вот проснулся петушок, встала курочка,
Подымайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Ну вот, наконец, дети встали. Впереди умывание и кормление. Не хочется, но надо. И приучатся это делать тоже надо.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
За окном – солнечный денёк. Время гулять! Но сначала- одеться. Пора уже делать это самостоятельно, но деткам это ещё сложно, а вот с потешками легче и веселее:
Вот они сапожки,
Этот- с левой ножки
Этот- с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем сапожки:
Этот- с левой ножки,
Этот- с правой ножки,
Вот так хорошо!
Завяжем потуже шарф,
Будем делать снежный шар,
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Дети устают и ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется поплакать. А другие наоборот расшалились и никак не могут успокоиться. Что ж, приласкаем их и посадим на коленочки, погладим по головушке и расскажем потешки для тех, кто плачет и шумит:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки,
- Для Машиной потешки,
Если будешь плакать
Дадим худой лапоть.
Фольклор так же незаменим при организации игр:
Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише мыши не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснётся Васька кот,
Разобьёт весь хоровод
(хороводная игра)
Это – пальчик дедушка,
Это- пальчик бабушка,
Это – пальчик папочка,
Это – пальчик мамочка,
А это пальчик Я,
Вот и вся моя семья!
(Взрослый загибает пальчики на руке малыша )
Общим мнением стало утверждение о том, что экологическое воспитание ребёнка, должно начинаться как можно раньше. Для ясельных групп, приобщение к экологическим проблемам, заключается, в получении знаний о домашних животных и птицах, их роли в жизни человека. Малыши, проникаясь гуманным отношением к ним, начинают понимать, что о животных нужно заботиться и что их «благополучие» зависит от людей. Потешки и прибаутки главными героями, которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям:
Курочка – тароторочка,
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Своих деток подзывает:
Куд- куда, куд-куда?
Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать как можно больше! Это понимали и наши далёкие предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе…
Солнышко, вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей,
- Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят!
Ой, ты радуга – дуга,
Не давай дождя,
- Давай солнышка,
- Колоколнышка!
Любовь к родине начинается с малого: с познания быта родного народы, родственных связей, ощущения своих предков….
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладышки,
Маслом поливала,
Детушкам давала,
Даше два, Паше два,
Хороши оладышки, у нашей бабушки!
Ай, таточки, таточки,
Встал мальчик на пяточки,
Стал на пяточках ходить,
Одну бабушку любить.
Используя в своей работе малые формы фольклорного жанра, достигнуты положительные результаты. В группе налажен эмоциональный контакт с детьми, активно развивается речь детей и обогащается словарь, усиливается познавательная активность, воспитывается любовь к родному языку. Дети стали более общительны и эмоциональны, с интересом и желанием идут в группу.
Налажен контакт и с самими детьми между собой. Меньше стало конфликтных ситуаций. Дети стали более отзывчивы друг к другу, используют в своей речи ласкательные имена – Танечка, Кирюша, Гелечка.
Эмоциональный настрой позволяет малышам с интересом и желанием участвовать в играх – занятиях. Любят играть в хороводные и подвижные игры, где используются элементы фольклора.
В группе создана развивающая среда для полноценного и всестороннего развития детей раннего возраста, царит атмосфера тепла и психологического комфорта, налажен тесный контакт с родителями. Они с желанием отзываются на просьбы воспитателей. Совместно набирается и обогащается материал. Приобретается новая художественная литература. Подводя итоги, можно сделать вывод: в воспитании детей очень важно использование элементов народного творчества.
Основная цель – показать детям красоту русского языка, за которым стоит высокая культура великого народа!
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста.
Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности.
Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость. Именно, чаще всего через элементы фольклора, мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него. Обращение к устному народному творчеству в работе должно быть постоянным. В нём заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Ребёнок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает, новым запасом слов, приобщаясь к красоте речи.
Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества.
Список литературы:
-
Дерягина Л.Б. «Игры, чистоговорки, песенки, потешки».-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
-
Гурина И.В. «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем».-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
-
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособи/Авт.-сост. Белкина Л.В.-Воронеж «Учитель», 2006.
-
Журнал «Дошкольное воспитание» «О пользе материнской поэзии» № 3, 1998.
-
Журнал «Дошкольное воспитание» Гриценко Н.Д. «Положи своё сердце у чтения» №5 2005.
-
Ветрова В. В. Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трёх лет.- М.: Знание, 1994.