Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Семёнова Светлана Вячеславовна

Организация: МДОУ «Детский сад №22»

Населенный пункт: Тверская область, г. Кимры

Знакомства малыша с устным народным творчеством начинается с колыбельных песенок, загадок, потешек, прибауток.

Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми.

К сожалению, в наше время родители, загруженные работаю, часто забывают об этом. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы из уст родителей. Не в каждой семье перед сном читают сказки. Не каждая современная мам поет своему малышу колыбельную на ночь. У многих наблюдается задержка речи.

Поэтому я перед собой поставила цель:

  • Разнообразить методы и приёмы по использованию малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста. Необходимо использовать все доступные виды деятельности; глубже и шире открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Работая над этой темой, я поставила следующие задачи:

  1. Погружать ребёнка в мир исконно-русской речи, воспитывать любовь к художественному слову, способствовать развитию речи и общему познавательному развитию.

  2. Учить малыша быть человеком, постигая окружающий мир, быть добрым и ласковым, трудолюбивым и заботливым.

  3. Воспитывать у детей гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».

  4. Прививать любовь к природе.

  5. Раскрыть для родителей значение малого фольклора в жизни малыша. Оказать помощь в подборе детской литературы.

В развитии ребёнка наступает период, когда в окружающий его мир, в ряд знакомых образов наконец-то приходит книга, как единство слова и зрительного восприятия. И малыш вступает в этот мир подготовленным ,т .к с первых недель жизни, благодаря колыбельным, пестушкам, потешкам, поэзии классиков и современников, у него возникает взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием, и, благодаря ей, он начинает быстро познавать окружающий его мир и обогащать свой внутренний.

Гениальный творец языка и величайший педагог- народ, создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка ко всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Вот что сказал об этом К.И. Чуковский в книге « От двух до пяти»:

«Народ в течение многих веков выработал в сказках и песенках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребёнку.

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок и потешек. Под звуки их ласковых , напевных слов малыш легче проснётся:

Петушок, петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаёшь

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь?

 

Ребёнок даст себя умыть:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Малыша будет легче накормить:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду...

Потерял пастух дуду,

А я дудочку нашла

Пастушку я отдала,

Ну-ка милый пастушок

Ты спеши-ка на лужок

Там бурёнка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идёт

Молочка не несёт

Надо кашку варить

Сашу кашкой кормить

 

Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития».

К.И.Чуковский в той же книге «От двух до семи» пишет, что среди нас есть миллионы существ, которые, все до единого, пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это - дети, особенно маленькие. Среди взрослых вдохновений поэт есть явление редчайшее, а среди детей 99% поэты. Ребёнку ещё нет и года, он ещё не владеет активной речью, а посмотрите с каким ненасытным удовольствием, слушает он бессмертные «ладушки» и «Сороку-Ворону», «Кошкин дом» и другие шедевры народной поэзии. Стихи для них - норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей.

Любовь к художественному слову у малыша надо воспитывать с первой недели его жизни. О том, как это делается, позаботились наши предки, создавшие и предавшие от поколения к поколению культуру повествования и в частности колыбельные песни.

Колыбельная песня как жанр устного народного творчества прекратила своё активное бытование в 30-е годы ХХ века. Сколько веков она служила детству - сказать трудно, но до нас дошли пенсии сложенные в татарском полоне ХIII века. И там, в золотоордынском плену, матери не забывали их. Значит, есть в этом нечто, что необходимо для растущих дитятей и пестушей, их матерей и нянь. Ради детей надо задуматься над тем, насколько возможно и необходимо обращение к колыбельной песне в современных условиях воспитания ребёнка.

Колыбельные песни вобрали в себя то, что так нужно появившемуся на свет малышу: звук голоса матери, её ласковые слова, её творческую энергию, ритм движения самого уютного на свете места после материнских рук - колыбели.

Чудом материнской любви назвал их современный писатель Ф.А. Искандер.

Родной голос, ласково напевающий колыбельную, помогает малышу легче установить первые контакты с окружающим миром. Ребёнок ещё не понимает слов, но ему приятны интонации, мелодия слов, доброта, нежность. Ребёнок чувствует свою защищённость. Колыбельная песня успокаивает малыша.

Культура материнства складывалась в течение многих веков, и до нас дошло то, что отобрано и проверено жизнью. Частью этой культуры является поэзия пестования (от пестовать – нянчить), куда кроме колыбельных песен, входят пестушки, потешки, детские песенки. Они дают первые представления о мире, первые педагогические наставления, способствуют его раннему речевому развитию, оказывают эстетическое воздействие, координируют движения малыша. Их художественный мир определяется философией любви к ребёнку:

Наша деточка в дому,

Что оладышек в меду,

Сладко яблочко в саду,

Матке - радость

Бабке - сладость

Батьке - аленький цветок.

Пестушки и потешки - это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождаются движениями в младенческом возрасте.

Для полноценного развития ребёнка нужно постоянное общение с ним, обращение к нему с речью: необходимо побуждать его к действию, движению, игре.

Поглаживая дитя по тельцу, приговаривают:

«На кота потягушечки,

На дитя порастушечки...»

 

Под песенку матери легче делать первый шаг:

«Ножки, ножки

Бегите по - дорожке...»

 

Народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую такую приговорку можно внести что-то своё, для своего малыша созданное. Он вместе с вами переживёт радость творчества.

Психологи полагают, что развитие ребёнка вообще и культурное развитие в частности  проходят через участие в ситуации.

Пестушки и потешки – именно те жанры детского фольклора, которые включают ребёнка в ситуацию, способствуют межличностному общению, активизируют детский интерес к окружающему миру, ненавязчиво передают нравственные наставления, которыми руководствовались люди в течение многих веков:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса,

Расти коса - не путайся

Маму, дочка, слушайся!

Детские народные стишки, начиная от бабушкиных всем известных «Ладушек», «Поехали- поехали» или «Пальчик-мальчик», чаще всего рождены игрой и игрой сопровождаются:

Поехали- поехали

С грибами и с орехами.

Поскакали- поскакали!

По кочкам, по кочкам

Бултых в ямку!

Для таких песенок всегда характерны: безукоризненный ритм, весёлое содержание и простота.

Стихотворная речь с рождения привлекает ребёнка, ещё не понимая смысла, он реагирует на ритм, где каждое слово «работает» и зовёт к движению:

Это кто же проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни – потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся – потянемся

Маленькими не останемся.

Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста, показывает, что организовать режимные моменты, провести игру- занятие, пальчиковую гимнастику, встретить новичка, успокоить, не в меру расходившихся малышей  могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость , доброту, нежность и любовь к детям. И что примечательно; малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно-народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение её создателей и носителей.

Все знают, как воспитателю порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребёнку- войти в новый, непривычный для него, а потому таящий угрозу, мир детского сада. Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для новичков - так мы их называем.

Кто у нас хорошая?

Кто у нас пригожая?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

 

Наша деточка в дому,

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

 

Любой воспитатель на собственном опыте понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир, как можно спокойнее?

Русский человек позаботился и об этом:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки – на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят – поспят,

Всему миру спать велят

 

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел песню Юрочке:

Вот проснулся петушок, встала курочка,

Подымайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Ну вот, наконец, дети встали. Впереди умывание и кормление. Не хочется, но надо. И приучатся это делать тоже надо.

 

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

 

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

 

За окном – солнечный денёк. Время гулять! Но сначала- одеться. Пора уже делать это самостоятельно, но деткам это ещё сложно, а вот с потешками легче и веселее:

Вот они сапожки,

Этот- с левой ножки

Этот- с правой ножки,

Если дождичек пойдёт,

Наденем сапожки:

Этот- с левой ножки,

Этот- с правой ножки,

Вот так хорошо!

 

Завяжем потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Я шар покачу,

Гулять хочу.

 

Дети устают и ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется поплакать. А другие наоборот расшалились и никак не могут успокоиться. Что ж, приласкаем их и посадим на коленочки, погладим по головушке и расскажем потешки для тех, кто плачет и шумит:

 

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесёт орешки,

- Для Машиной потешки,

Если будешь плакать

Дадим худой лапоть.

 

Фольклор так же незаменим при организации игр:

Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише мыши не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснётся Васька кот,

Разобьёт весь хоровод

(хороводная игра)

 

 

Это – пальчик дедушка,

Это- пальчик бабушка,

Это – пальчик папочка,

Это – пальчик мамочка,

А это пальчик Я,

Вот и вся моя семья!

(Взрослый загибает пальчики на руке малыша )

 

Общим мнением стало утверждение о том, что экологическое воспитание ребёнка, должно начинаться как можно раньше. Для ясельных групп, приобщение к экологическим проблемам, заключается, в получении знаний о домашних животных и птицах, их роли в жизни человека. Малыши, проникаясь гуманным отношением к ним, начинают понимать, что о животных нужно заботиться и что их «благополучие» зависит от людей. Потешки и прибаутки главными героями, которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям:

 

Курочка – тароторочка,

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Своих деток подзывает:

Куд- куда, куд-куда?

 

Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали,

Что вы видали?

 

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать как можно больше! Это понимали и наши далёкие предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе…

 

Солнышко, вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей,

- Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят!

 

Ой, ты радуга – дуга,

Не давай дождя,

- Давай солнышка,

- Колоколнышка!

 

Любовь к родине начинается с малого: с познания быта родного народы, родственных связей, ощущения своих предков….

Ладушки, ладушки,

Пекла бабка оладышки,

Маслом поливала,

Детушкам давала,

Даше два, Паше два,

Хороши оладышки, у нашей бабушки!

 

Ай, таточки, таточки,

Встал мальчик на пяточки,

Стал на пяточках ходить,

Одну бабушку любить.

 

Используя в своей работе малые формы фольклорного жанра, достигнуты положительные результаты. В группе налажен эмоциональный контакт с детьми, активно развивается речь детей и обогащается словарь, усиливается познавательная  активность, воспитывается любовь к родному языку. Дети стали более общительны и эмоциональны, с интересом и желанием идут в группу.

Налажен контакт и с самими детьми между собой. Меньше стало конфликтных ситуаций. Дети стали более отзывчивы друг к другу, используют в своей речи ласкательные имена – Танечка, Кирюша, Гелечка.

Эмоциональный настрой позволяет малышам с интересом и желанием участвовать в играх – занятиях. Любят играть в хороводные и подвижные игры, где используются элементы фольклора.

В группе создана развивающая среда для полноценного и всестороннего развития детей раннего возраста, царит атмосфера тепла и психологического комфорта, налажен тесный контакт с родителями. Они с желанием отзываются на просьбы воспитателей. Совместно набирается и обогащается материал. Приобретается новая художественная литература. Подводя итоги, можно сделать вывод: в воспитании детей очень важно использование элементов народного творчества.

Основная цель – показать детям красоту русского языка, за которым стоит высокая культура великого народа!

С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста.

Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности.

Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость. Именно, чаще всего через элементы фольклора, мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него. Обращение к устному народному творчеству в работе должно быть постоянным. В нём заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Ребёнок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает, новым запасом слов, приобщаясь к красоте речи.

Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества.

 

Список литературы:

  1. Дерягина Л.Б. «Игры, чистоговорки, песенки, потешки».-СПб.: Издательский Дом  «Литера», 2007.

  2. Гурина И.В. «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем».-СПб.: Издательский Дом  «Литера», 2007.

  3. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособи/Авт.-сост. Белкина Л.В.-Воронеж «Учитель», 2006.

  4. Журнал «Дошкольное воспитание» «О пользе материнской поэзии» № 3, 1998.

  5. Журнал «Дошкольное воспитание» Гриценко Н.Д. «Положи своё сердце у чтения» №5 2005.

  6. Ветрова В. В. Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трёх лет.- М.: Знание, 1994.

Опубликовано: 05.12.2015