Техника изонить-эффективное средство развития мелкой моторики

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Харланова Наталья Викторовна

Организация: МБДОУ «Волошка»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Ноябрьск

Тему «Техника изонить – эффективное средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» я взяла не случайно. Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи.

Поэтому развитие мелкой моторики, как одного из факторов, влияющих на развитие речи, познавательной, эмоциональной сфер, подготовки руки к письму приобретает всё большую актуальность.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.

Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонить.

Таким образом, возникла  идея разработать проект «Техника изонить – эффективное средство развития мелкой моторики у старших дошкольников».

Цель проекта: формирование у детей навыка работы с иглой, развитие мелкой моторики рук ребенка средством нетрадиционной техники - изонить, внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс.

В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой, сформулированы следующие задачи педагогического проекта.

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
  2. Выявить условия эффективного формирования первичных умений и навыков владения иголкой.
  3. Разработать программу «Техника Изонить», в рамках которой:
  • познакомить  с технологией изонити;
  • обучать детей  данной технике,  передавать особенности форм и строения предметов, использовать сочетание цветовых оттенков, формировать и закрепить технические умения и навыки;
  • развивать восприятие, внимание, память, обзорное мышление и творческое воображение.
  • воспитывать интерес к изонити, чувство коллективизма и эстетического вкуса, самостоятельность и инициативу, а так же желание творить, любоваться и радоваться полученному результату.

Изонить - очень интересная техника, напоминающая вышивание. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью и  заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.

Почему меня заинтересовала эта техника? Во-первых, использование новых интересных техник изображения в   работе с воспитанниками. Во - вторых, работа в технике изонить развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяет круг знаний; повышает интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление воспитанников об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. И, важно, что данный вид деятельности позволяет расширять знания детей, полученные в ходе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и т.д.

Изонить привлекает детей своими результатами. Воспитанники  испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Техника изонить требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, оттачивается точность.

Для эффективного решения поставленных задач я разработала программу  «Волшебная изонить». Программа разработана на основе учебно-методических пособий: Н.Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников», Л.И. Бурундукова «Волшебная изонить».

Новизна  этой программы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.

Педагогическая целесообразность разработки данной программы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей.

Предлагается использовать такую форму работы, как совместная деятельность. В совместной деятельности дети с удовольствием целенаправленно общаются, помогают друг другу.

В программе обучения материал излагается от простого к более сложному, от теоретических знаний - к практическому применению. Для более одаренных детей имеются задания повышенной сложности.

При планировании и подборе программного материала я учитывала возрастные особенности, уровень развития детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают недостающие детали.

При формировании первичных умений и навыков овладения воспитанниками старшего дошкольного возраста техникой изонити я использую разнообразные методы обучения.

Использование наглядных методов создаёт четкое представление ребёнка о работе с иголкой. Практически они реализуются через применение демонстрации различных упражнений «Повтори за мной», «Сделай как я», а также рассматривание фотографий, рисунков, игрушек и т. д., на которых изображена вышивка.

Словесные методы в работе с  детьми должны быть доходчивыми, доступными для их понимания; следует широко использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.

Практические методы — это методы упражнений, изучения движений в целом и по частям  реализуемые в игровой форме.

Структура непосредственно образовательной деятельности  включает в себя три части:

- вводная;

- основная;

- заключительная.

Вводная часть всегда начинается с организационного момента. Именно здесь  создается эмоциональное настроение у детей, и знакомство с новым материалом.

В основной части или практической дети выполняют задание.

Заключительная часть очень важна, поскольку идет подведение итогов, организация выставок. Просмотр, любование и анализ детских работ - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во-первых, детям это нравится, во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить и оценить результат своей деятельности.

Развивая творчество, предоставляю им, как можно больше самостоятельности. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Способствуя созданию ребенком выразительности художественного образа, использую музыкальное сопровождение. После окончания работы дети с удовольствием делятся впечатлениями о проделанной работе.

Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.  Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. В течение нескольких лет мы оформляли выставки в детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.

Об успешности реализации проекта «Техника изонить – эффективное средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»  можно судить по положительной динамике усвоения детьми воспитательно-образовательной программы, по уровню развития мелкой моторики.

Ориентированный прежде всего на творчество ребенка проект  обращен и к педагогу и дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, которые обеспечивают эффективное развитие личности дошкольника с учетом его индивидуальных способностей.

1.  Аксенова М. «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи»,журнал «Дошкольное воспитание» №8//90;

2. Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить».-М.: Аст- пресс-книга.

3. Воробьева Д.И. «Гармония развития»  - С.-П.: Детство-пресс.

4. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». –С.-П.: Детство- пресс.

5. Запорожец А.В. «Психология детского дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов»,М., Просвещение.

6. Леонова.О. «Рисуем нитью».-С.-П. Издательский дом Литера.

7. Новиковская О. «Ум на кончиках пальцев».М.,С.-П. издательство СОВА.

8. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук».Эксмо Пресс.

9. Эльконин Д.Б. «Детская психология»,М.,Просвещение.

Опубликовано: 28.11.2015