Игры в экологическом воспитании детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кондратьева Елена Михайловна

Организация: Структурное подразделение «Детский сад №18 комбинированного вида » МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка

Дошкольное детство - это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее действие. В подвижных играх совершенствуется координация движения, происходит становление двигательных навыков и умений, развивается сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. Дидактические, игры содержат определённую умственную задачу, тренируют мыслительные способности, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях, развивают память и внимание.

Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Взрослые члены семьи могут быть прямыми и косвенными участниками игр ребёнка. Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе.

Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни: посещения цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребёнка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным.

В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, среди которых могут быть: "Зоологическое лото", "Ботаническое лото". Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.

Детям интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Игра с разрезными картинками воспитывает в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Ребёнок тренирует своё восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Всё это - важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребёнка,

В домашних условиях с дошкольниками можно играть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.

Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.

- Давай с тобой поиграем, - говорит бабушка. - Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.

Она кладет ему в рот кусочек морковки. Внук хрустит его, улыбается. Бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он - догадался? Определить дошкольнику морковку на вкус несложно - у всех ребят большой опыт. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, сладкая.

Аналогичным образом ребёнку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь.

Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру "Отгадай по описанию" (можно применить прямо в магазине, загадать товар, который будете покупать).

Родители могут очень часто играть с детьми в сложные игры и в описательные загадки, они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке взрослые предлагают ребёнку поиграть. Это – своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу - цветы, насекомые, птицы. В доме - комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.

Словесные дидактические игры развивают у дошкольников не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории: "Когда это бывает?", "Что это такое?", "Что третье?", "Назови одним словом".

Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.

Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это - материал для поделок. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей. При этом, соединительным материалом станет пластилин. Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребёнком можно разыграть знакомые сказки ("Колобок", "Лиса, заяц и петух" и др.), придумать свои, новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.

 

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.
  2. Зверева О.Л.,. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.
  4. Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.
  5. Корнилова В. "Экологическое окно" в детском саду: Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2013.
  6. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. - М.:  Издательство: Учитель, 2013.
Опубликовано: 28.11.2015