Классный час «Мы против коррупции»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Шуклинова Ольга Сергеевна

Организация: ГБПОУ РА Майкопский политехнический техникум

Населенный пункт: Республика Адыгея, г. Майкоп ст. Ханская

Цели и задачи :

1. Прививать студентам чувство патриатизма.

2. Закреплять в сознании студентов – законной - модели поведения.

3. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления.

Оформление  меропрития:

1. Презентация .

2. Музыкальное сопровождение.

План  мероприятия

1. Введение

1.1 Цели и задачи.

2. Обсуждение материала

3. Рефлексия подведение итогов

Сегодня все чаще говорят о борьбе с коррупцией. Для  установления характеристики  антикоррупционной деятельности необходимо определить ее содержание и меры  по противодействию коррупции. Для этого государство проводит действия, направленные на устранение причин возникновения коррупции и нормализацию работы государственного аппарата. В узком смысле антикоррупционная функция государства представляет собой непосредственное вытеснение из жизни общества явлений коррупции на всех его уровнях.  В научной литературе рассматриваются два основных направления антикоррупционной деятельности: борьба с внешними проявлениями коррупции, т.е. с конкретными правонарушениями и коррупционерами, и предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства.

Проблема антикоррупционного воспитания в техникумах- новое направление в современной жизни. Обычно, в самом слове коррупция, видят очередную  формулировку, за которой ничего не стоит. Верно ли это? Давайте  дадим определение понятию коррупция. Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Каким образом можно бороться с этим антисоциальным явлением в рамках техникума? На первый взгляд, антикоррупционная политика в НПО и СПО должна быть нацелена на ознакомление родителей с платными услугами. Действительно, образовательный процесс должен быть максимально прозрачным. На общетехникумовских собраниях родителей должны знакомить с правовыми актами, законами, регламентирующими финансовую жизнь техникума. В то же время, мы не должны забывать, что главными субъектами образовательного процесса остаются дети. Если фактические финансовые проблемы решаются взрослыми , то в системе выставления оценок, для детей воспроизводится модель взрослой жизни связанная с зарплатой или  штрафами. Подсознательно, в процессе обучения, подростки усваивает правила жизни, законы. Дети понимают, что оценку нужно заработать честным путем. Задача мастера поизводственного обучения состоит в том, чтобы поддерживать в детях обостренное чувство справедливости, страх совершить противозаконное действие. Под формированием «антикоррупционного воспитания» нужно понимать, в первую очередь, создание в сознании студентов – законной - модели поведения. Дополнительные занятия по противодействию коррупции, представляют собой тренинг, углубленное изучение предмета. Детей заранее готовят к ситуациям, с которыми им предстоит столкнуться во взрослой жизни. В помощь учителям издан ряд пособий, в которых проводится анализ явления коррупции, предлагаются формы уроков, внеклассных мероприятий.Наиболее эффективным способом воспитания детей является программа организация групповой деятельности С.В. Жолована - практикумов и сюжетно-ролевых игр, в рамках которых ребята получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры.

В программе О.Н. Журавлевой, рассчитанной на учащихся старших классов предлагается проведение интегрированных уроков. Актуализируются знания студентов по истории, литературе, обществознанию. Интерес представляют занятия, посвященные творчеству И.А. Крылова, Н. В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Как известно, эти авторы выбрали наиболее эффективный способ борьбы с несправедливостью власти: они выставляли ее в смешном облике, поскольку смех разрушает страх, на котором основывается власть и неприкосновенность коррупционера. Безусловно, коррупция остается очень серьезной темой. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

Прежде всего,корупцию следует  классифицировать по следующим критериям:

по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство);

по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов);

по направленности (внутренняя и внешняя);

по способу взаимодействия субъектов, степеницентрализации, предсказуемости и т. д.

В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий или незаконных действий.

В методических рекомендациях С.В. Жолован отмечает, что созданная в детстве модель поведения трудно поддается корректировке в будущем и вырабатывается иммунитет против различных социальных болезней нашего общества.

Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Д.А. Медведев  сказал -долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности. Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится учебным завдениям. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача техникума. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.

Проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, образование  в техникуме может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приведет к укоренению этого страшного социального недуга.

К сожалению, в обществе бытует мнение, что бороться с коррупцией бессмысленна, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям. Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально- этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:  дать общее представление об исторических формах коррупции,

· особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;  сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки

· данного социального явления с опорой на принцип историзма; 5 сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях

· обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально- этическими нормами;  стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

· Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и т. п., поэтому важно обогатить содержаниие программ и учебников идеями и материалами об антикоррупционной деятельности. Разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т.п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Учебные заведения нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем студентов к формированию собственной системы ценностей. На  зантиях важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (также как к наркомании, алкоголизму и т.д.), развивать навыки антикоррупционного поведения. Стратегия действий мастера п.о должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества. Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творческих работ и др. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего  задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, интернет- ресурсами и т. д. Мастер п.о всегда сможет расставить смысловые акценты при изучении ряда тем, выявлять отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывать установки на антикоррупционное сознание и поведение. Содержание по антикоррупционной тематике (прежде всего с опорой на принцип доступности для подростков ) может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др, а также изучаться педагогами в виде отдельных материалов.  Выделение темы,вопросы содержания стандартов, при изучении которых сведения, задания по антикоррупционной тематике могут сделать уроки более интересными, действенными, воспитывающими.

Подводя итоги информации об антикоррупционной деятельности, можно с уверенностью сказать,что образовательные учереждения, Майкопский политехнический техникум в том числе, проводят беседы,открытые меропрития и другие действия, направленные на устранение причин возникновения коррупции и нормализацию работы всех органов власти.

  

Литература

  

1.Ли Куан Ю - «Сингапурская история. Из третего мира — в первый. 1965-2000»

2.Латухина К., Баусин А. Двойка за взятки // Ведомости №182 2 сентебря 2007

3.Карабанов А.Л., Мелкин С.К. Название: Современные проблемы противодействия коррупции. Издательство: Wolters Kluwer год 2010.

Опубликовано: 28.11.2015