Роль национально-регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Терехова Анна Дмитриевна

Организация: МБОУ «Эгинская СОШ»МО Верхоянский район

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), с. Сайды

Обучение - это передача молодому поколению знаний, накопленных человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре. Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся знания об иноязычной культуре, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, а также в формирование основ российской гражданской идентичности, что и является одним из главных принципов ФГОС  второго поколения. Именно сравнивая информацию о родной стране с информацией о странах изучаемого языка, учащиеся научатся позиционировать себя как гражданина России и своей малой родины, воспринимать свой край как важную и неотъемлемую часть мировой цивилизации.

Вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время и национально-региональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания.

Руководствуясь  законом “Об образовании” (статья 7), в котором  закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный, в курс обучения иностранному языку мы можем включать темы, элективные курсы, факультативы, касающиеся непосредственно нашей малой Родины – Республики  Саха о его истории и культуре.

Кроме того, вводя региональный компонент на уроках, мы реализуем еще один принцип  стандартов нового поколения – метапредметность. На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Мы считаем, что необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему.

Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

·       развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);

·       формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;

·       осознание вклада края в мировую культуру.

Воспитание средствами английского языка предполагает формирование у школьников:

·       понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире;

·       толерантного отношения к другой культуре;

·       ценностного отношения к себе, другим и миру;

·       активной жизненной позиции.

Опрос среди учащихся показал, что они хотели бы получить знания на иностранном языке о своем регионе, чтобы можно было применить их в общении с зарубежными гостями и друзьями. Поэтому на своих уроках мы используем межпредметные связи с использованием национально – регионального компонента. Примером тому, могут являться уроки – экскурсии в школьный краеведческий музей  по темам “История моего села ” совместно с учителями истории и культуры  Республики Саха, якутского  и литературы и последующий обмен впечатлениями на интегрированных уроках английского языка, истории, музыки и   якутской литературы.

Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на английском языке. В результате такого участия ученики приобретают умения:

·       приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;

·       переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения.

·       работать в команде и самостоятельно;

·       критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами;

·       вступать в общение на английском языке.

В нашей школе, например, была проведена  ролевая игра, в ходе которой школьники предлагали свои варианты маршрутов экскурсий или мини-экскурсий, а также создавали постеры и рекламные буклеты о наиболее привлекательных местах республики и города  Нерюнгри. Эта работа дополнила часто практикуемые “заочные” экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Ведь не секрет, что уверенно называя достопримечательности Лондона, дети часто затрудняются назвать достопримечательности своего родного города.

  • Для повышения мотивации к изучению английского языка мы использовали краеведческую информацию, которая носит занимательный характер. Например, учащиеся 5-х классов изучали  якутские сказки  народные сказки, а затем показывали по их мотивам инсценировки на английском языке в рамках Недели  Иностранного языка. Сказки показывали примеры борьбы с отрицательными явлениями в жизни, выражали уверенность в торжество справедливости и гибели зла, они возбуждали в детях бодрость и оптимизм, развивали фантазию, порой наталкивали на серьезные размышления. Детей увлекали занимательный сюжет, игра фантазии, подвиги и приключения героев, яркий, гибкий образный язык сказок.

Так как для учащихся средней ступени характерна активизация познавательной мыслительной деятельности, склонность к рассуждениям и анализу предоставленной информации, наиболее удачно было применение следующих способов работы: создание проблемных ситуаций, сравнение и анализ, изучение жизни и быта  якутского  народа

  • Чтобы избежать однообразия в построении занятий с использованием регионального компонента, мы по возможности широко использовали различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников: привлекали в качестве речевой зарядки пословицы и поговорки по региональной проблематике. Преподавание английского языка связываю с внеклассной работой. В нашей школе активно действует туристический клуб «Омега», которым руковожу. Многие мои учащихся посещают клуб, цель, которых: активно участвовать в походах, популяризовать туризм и вести здоровый образ жизни; расширять кругозор; выработать в себе чувство бережного отношения к природе, к родному краю. На уроках английского языка, тема туризма является настоящей находкой. Например, готовясь к итоговому уроку в 11 классе по теме «Дикая природа Австралии» учащиеся делают информативно – исследовательские работы по изучению родного края, выбирают темы, по которым будут работать, ставят проблему: Как сохранить природу? (Главное не подавлять инициативу, с уважением относится к любой идее, создать ситуацию успеха). Ученики делятся на группы по нескольку человек в каждой с разной успеваемостью: первая изучает географическое положении Австралии; другая – особенности флоры и фауны Якутии; третья – коренных жителей Австралии и Якутии, четвертую группу составляют ученики – туристы, которые готовят фотографии и видео – сюжеты о природе, выпускают газеты с призывом: Думай глобально, действуй локально». Учащиеся в течение определенного времени работают над своими темами, подбирая информационный материал из газет и журналов, переводят на английский язык, пишут творческие сочинения. На итоговом уроке представляют свои материалы.
  • Некоторые выдержки из сочинений учащихся (перевод с английского): «Я живу в прекрасном краю и эта красота может исчезнуть потому, что экологическая ситуация очень серьезна в некоторых регионах нашей республики. Земля вокруг наших городов загрязнена, вдобавок к этому растения отравлены, ученые советуют не собирать ягоды и грибы около дорог. Кроме этого птицы и животные исчезают, многие растения и животные занесены в Красную книгу. Наша природа нуждается в защите»; «В стихотворении одного из рабочих поэтов есть такие строки: полярная в небе светит звезда, но Нерюнгри – город не спит никогда, красиво и гордо шагая в тайгу, к нему я любовь навсегда сберегу». Да. Действительно, наш город очень красив и живут в нем прекрасные люди разных национальностей: и саха и русские, эвены и эвенки, юкагиры и украинцы. Все они живут дружно, хотя имеют разные взгляды на жизнь, разную религию и даже внешность. Мы осознаем, что земля наш дом, и мы должны все вместе заботиться о ней и изменить свое отношение к ней. Что касается меня, я стараюсь, внести свой личный вклад для сохранения окружающей среды. Мои действия очень просты, я являюсь членом туристического клуба « Омега» СОШ № 15 г. Нерюнгри. Мы часто ходим в походы. Кормим птиц и животных, сжигаем мусор; « Я обращаюсь к моим австралийским друзьям и к людям всей планеты, мы все являемся частью нашей окружающей среды и должны быть ответственными за наши поступки. Мы должны заботиться о красоте нашей природы и мире вокруг нас».
  • Такие формы работы – это прекрасная возможность дать каждому ученику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному умению работать в команде.

В данном докладе мы рассмотрели актуальность социокультурного компонента содержания обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории на региональном уровне. С помощью знаний о собственном крае у детей развивается понимание того, что в родной стране есть немало интересного, о чем можно рассказать зарубежным сверстникам, что своей Родиной можно и нужно гордиться. Осознание этого и является одним из основополагающих принципов ФГОС.

 

Литература

  1. 1.       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.— М.: Просвещение, 2011.— 31 с.— Стандарты второго поколения.
  2. 2.       Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам // ИЯШ, 1992, №1
  3. 3.       Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста // Иностранные языки в школе. – 1985, №4.
  4. 4.       Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ, 1991, №3.
  5. 5.       Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе., 2001, №4.
  6. 6.       Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 1996, №5.

 

 

 

Опубликовано: 21.11.2015