Совершенствование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения у младших школьников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Иванова Татьяна Александровна

Организация: ГБОУ оош с.Четыровка Лузановский филиал

Населенный пункт: Самарская область, д.Лузановка

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальных классов. Перед учителем начальной школы встаёт вопрос: как сделать, чтобы учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь , прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие ребёнка, как человека. 

Согласно положениям ФГОС НОО (2010), учащиеся начальной школы должны:

- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;

- объяснять поступки героев и давать им оценки;

- находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;

- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;

- объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;

- пересказать подробно небольшое эпическое произведение;

- писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);

- читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;

- читать наизусть несколько стихотворений (7-10);

- сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Я считаю, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии зачитает гораздо лучше. Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих трудности в чтении, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия - 30 мин, минимальная - 5-10 мин. Чтение строчек наоборот по буквам.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как ваш и ребенок не замечает ошибки.

Встречается много ошибок чтения, связанных с игнорированием окончания, предлагаю следующее упражнение. Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лько -рой -вины -ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна.

Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Чтение пунктирно написанных слов. Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения.

Ребёнку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились; необходимо все-таки восстановить смысл.

Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т.д. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов (успеть прочитать нижнюю строку во что бы то ни стало, пока она открыта), а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо скрыть), а в случае неудачи задает внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочтенное слово.

Следующее упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти Поиск в тексте заданных слов. Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте.

Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком.

Чтение текста через слово. Читать следует не как обычно, о перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие, оживление в ставший для ребенка скучным процесс чтения, во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов и, в-четвертых, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз. Быстрое многократное произнесение предложений.

Ребенку дается предложение или строфа стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить ее вслух, без пауз и как можно быстрее.

С группой детей устраивают соревнования так: каждый ребенок должен 10 раз быстро произнести вслух заданное предложение, и по часам с секундной стрелкой засекается потраченное на это время. Побеждает тот, кто уложится за наименьшее время. Подчеркнем, что во всех случаях важно соблюдать четкость произнесения всех слов, не допуская скороговорок со скомканными окончаниями. Это упражнение развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, формирует возможность их гладкого, безупречного протекания в быстром темпе, что резко снижает количество ошибок чтения, вызванных запинками и сбоями артикулирования.

Как добиться оптимального чтения?

1. Не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие – то умения, то не должны проводить длинные упражнения по времени, а короткими порциями, но с большей частотой.

2. Ежеурочные пятиминутки чтения

Чтецкие пятиминутки – это включённые в урок специальные упражнения для выработки полноценного навыка чтения. Их цель – совершенствовать основной способ чтения и качества навыка: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Упражнения развивают также те качества личности ученика, от которых навык зависит.

В пятиминутки чтения можно включить следующие упражнения:

а) Упражнения, направленные на совершенствование произношения. Для заданий используется классная лента букв.

Прочитайте:

  • гласные второго ряда;
  • парные звонкие и глухие согласные;
  • непарные согласные.

б) Чтение чистоговорок и скороговорок.

в) Чтение в темпе разговорной речи.

Прочитайте “про себя” предложение с доски. Прочитайте вслух с такой скоростью, с какой говорите.

г) Упражнения на интонирование.

Правильно прочти вопросы и ответы.

- Курочка – рябушечка,
Куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка – рябушечка,
Зачем ты пошла?

- За водичкой.

д) Упражнения на совершенствование восприятия. Чтение слов по подобию. Цель данных упражнений – читать быстро.

Цвет

крыло

Цветок

крылья

Цветочек

крылышко

е) Соревновательное чтение: ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение и поднимают руки, чтобы перечитать правильно и продолжить чтение до следующей ошибки.

ж) Зрительный диктант: прочитай и запомни!

Расскажи по памяти отрывок (2 строки, 4 строки)

Жил человек рассеянный 
На улице Бассейной.
С.Маршак

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
И гонит со двора.
Весна в окно стучится
Ф.Тютчев

з) Самостоятельное осознание прочитанного.

Читайте первую часть рассказа и отметьте точками те слова, которые показались трудными.

и) Распутайте путаницы и небывальщины.

“Зелёные снежинки распускаются в весеннем воздухе. Ослепительно белые листочки кружатся в морозном саду”.

“Синие листья стали яркими от горячего дождя. Зелёное небо стало мокрым от сильного солнца”.

к) Упражнение “Читальный зал”: тренировочное чтение в течение нескольких минут, ежедневно про себя шёпотом, вполголоса.

Каждый читает свою книгу, например, рекомендованную для внеклассного чтения.

л) Работа в парах.

Из домашнего чтения выбирается отрывок.

Потренируйтесь выразительно его прочитать. Прочтите товарищу по парте, обменяйтесь впечатлениями.

м) Обучение самопроверке: стал ли ты читать лучше? Самозамеры учащиеся проводят на несложном, но новом тексте по памятке.

Памятка.

1. Делаешь ли ты ошибки при чтении, какие?

2.Сколько слов в минуту ты читаешь?

3.Понимаешь ли ты прочитанное? Как это проверить?

4.Обращаешь ли ты внимание на знаки препинания? Зачем?

н) “Жужжащее чтение”.

Для достижения оптимального чтения можно использовать жужжащее чтение на всех уроках (чтение задач, научно – познавательных текстов по окружающему миру). Всё, что предлагается на уроке для чтения – читать самим ученикам.

Опубликовано: 21.11.2015