Вовлечение семьи в воспитательно- образовательный процесс через реализацию практико-ориентированного педагогического проекта «Играя, развиваем речь»
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Мансурова Нелли Рамисовна, Жеребцова Наталья Леонидовна, Буторина Ирина Николаевна
Организация: МБДОУ «ЦРР – детский сад №2»
Населенный пункт: Пермский край, г. Чернушка
В дошкольном возрасте закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения к окружающему миру. Способность владеть языком и речью необычайно значима для нормального вхождения ребёнка в общество.
Для успешного освоения программы в школе выпускник детского сада должен владеть речью как полноценным средством общения со взрослыми и сверстниками. В детском саду необходимо расширять его словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать навык грамматического связного высказывания. У воспитанников логопедической группы отмечается несформированность всех компонентов речевой системы.
В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании» ст.18 п.1). К сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания и развития на сотрудников образовательных учреждений. Данный факт обусловливает необходимость более тесного взаимодействия сотрудников ДОУ с семьями воспитанников. Традиционные формы решения этой проблемы не всегда создают возможность активных партнёрских отношений между родителями и педагогами, что снижает результаты коррекции. Вовлечение родителей и детей в проектную деятельность под руководством педагогов поможет решить эту проблему.
Далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильной коррекции речи детей. Важно не только привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь уяснить им свою роль в процессе развития и воспитания ребёнка, но и дать определённые знания и умения, необходимые в вопросе преодоления речевых нарушений.
В логопедической практике широко используются дидактические игры, которые отличаются определённой структурой, содержат обучающую и воспитывающую задачи, игровые действия и правила. Предпочтение отдаётся настольно-печатным играм как основным в формировании лексико-грамматического строя речи. Они направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Содержание игр помогает закрепить базовые знания по изучаемой лексической теме.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос взаимодействия педагогов логопедической группы с семьями воспитанников в поиске оптимальных форм взаимодействия по преодолению речевых нарушений у детей.
Цель: обучение родителей воспитанников коррекции речевых нарушений у детей через организацию игровой деятельности.
Задачи: 1. Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс по преодолению речевых нарушений через организацию семинаров-практикумов, проведение игр;
2.Повышать компетентность родителей в вопросе коррекции и формировании компонентов речевой системы;
3.Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми в домашних условиях на основе дидактических игр и пособий, предложенных и оформленных педагогами;
4.Создать лекотеку дидактических игр и пособий для работы с детьми дома.
Руководитель проекта: учитель-логопед.
Объект: родители воспитанников.
Участники: педагоги группы, воспитанники.
Предполагаемый результат: повышение уровня активности, компетентности и заинтересованности родителей в вопросах преодоления речевых нарушений у детей. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей воспитанников при организации коррекционно-развивающей работы с детьми. Расширение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя и развитие связной речи у детей.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014г – апрель 2015г.
Этапы реализации проекта
Этапы |
Мероприятия |
Срок |
Участники |
Ответ-ый |
ционный |
- диагностика; - анкетирование родителей
|
Сентябрь |
Логопед, педагоги группы, дети, родители
|
Логопед |
2.Практичес-кий |
2.1. Разработка и создание лекотеки в соответствии с изучаемой лексической темой, учётом возраста воспитанников 2.2. Знакомство родителей с проектом и включение их в работу по реализации проекта 2.3. Проведение семинаров-практикумов для родителей: - «Игры и упражнения для обогащения словаря»; - «Игры для формирования грамматического строя речи»; - «Игры для формирования фонематических процессов»; - «Составляем коллаж» 2.4.Оформление письменных консультаций для родителей: - «Много разных слов на свете»; - «Учимся правильно говорить»; - «Различаем звуки речи»; - «Учимся рассказывать» |
Октябрь-апрель
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Март
Октябрь Ноябрь Февраль Март |
Логопед, педагоги группы
Логопед, родители
Логопед, педагоги группы, дети, родители
Логопед |
Логопед
Логопед
Логопед
Логопед
|
3.Заключи-тельный |
3.1. Проведение детско-родительского праздника «Праздник красивой речи» 3.2. Проведение анкетирования по итогам работы по проекту |
Апрель
Апрель |
Логопед, педагоги, дети, род-ли, Логопед, родители, педагоги |
Логопед
Логопед |