Вовлечение семьи в воспитательно- образовательный процесс через реализацию практико-ориентированного педагогического проекта «Играя, развиваем речь»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Мансурова Нелли Рамисовна, Жеребцова Наталья Леонидовна, Буторина Ирина Николаевна

Организация: МБДОУ «ЦРР – детский сад №2»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чернушка

        В дошкольном возрасте закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения к окружающему миру. Способность владеть языком и речью необычайно значима для нормального вхождения ребёнка в общество.

       Для успешного освоения программы в школе выпускник детского сада должен владеть речью как полноценным средством общения со взрослыми и сверстниками. В детском саду необходимо расширять его словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать навык грамматического связного высказывания. У воспитанников логопедической группы отмечается несформированность всех компонентов речевой системы.

       В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании» ст.18 п.1). К сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания и развития на сотрудников образовательных учреждений. Данный факт обусловливает необходимость более тесного взаимодействия сотрудников ДОУ с семьями воспитанников. Традиционные формы решения этой проблемы не всегда создают возможность активных партнёрских отношений между родителями и педагогами, что снижает результаты коррекции. Вовлечение родителей и детей в проектную деятельность под руководством педагогов поможет решить эту проблему.

        Далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильной коррекции речи детей. Важно не только привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь уяснить им свою роль в процессе развития и воспитания ребёнка, но и дать определённые знания и умения, необходимые в вопросе преодоления речевых нарушений.

       В логопедической практике широко используются дидактические игры, которые отличаются определённой структурой, содержат обучающую и воспитывающую задачи, игровые действия и правила. Предпочтение отдаётся настольно-печатным играм как основным в формировании лексико-грамматического строя речи. Они направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Содержание игр помогает закрепить базовые знания по изучаемой лексической теме.

         В этой связи весьма актуальным становится вопрос взаимодействия педагогов логопедической группы с семьями воспитанников в поиске оптимальных форм взаимодействия по преодолению речевых нарушений у детей.

        Цель: обучение родителей воспитанников коррекции речевых нарушений у детей через организацию игровой деятельности.

       Задачи: 1. Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс по преодолению речевых нарушений через организацию семинаров-практикумов, проведение игр;

2.Повышать компетентность родителей в вопросе коррекции и формировании компонентов речевой системы;

3.Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми в домашних условиях на основе дидактических игр и пособий, предложенных и оформленных педагогами;

4.Создать лекотеку дидактических игр и пособий для работы с детьми дома.

Руководитель проекта: учитель-логопед.

Объект: родители воспитанников.

Участники: педагоги группы, воспитанники.

Предполагаемый результат: повышение уровня активности, компетентности и заинтересованности родителей в вопросах преодоления речевых нарушений у детей. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей воспитанников при организации коррекционно-развивающей работы с детьми. Расширение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя и развитие связной  речи у детей.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014г – апрель 2015г.

                     Этапы реализации проекта

Этапы

                Мероприятия

Срок

Участники

Ответ-ый

  1. Организа-

ционный

  1. Изучение особенностей речевого развития детей, уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития:

- диагностика;

- анкетирование родителей

  1. Выявление проблемы, формулировка задач, изучение методической литературы по теме, составление плана работы по проекту, организация предметно-развивающей среды

Сентябрь

Логопед,

педагоги

группы,

дети, родители

 

Логопед

2.Практичес-кий

2.1. Разработка и создание лекотеки в соответствии с изучаемой лексической темой, учётом возраста воспитанников

2.2. Знакомство родителей с проектом и включение их в работу по реализации проекта

2.3. Проведение семинаров-практикумов для родителей:

- «Игры и упражнения для обогащения словаря»;

- «Игры для формирования грамматического строя речи»;

- «Игры для формирования фонематических процессов»;

- «Составляем коллаж»

2.4.Оформление письменных консультаций для родителей:

- «Много разных слов на свете»;

- «Учимся правильно говорить»;

- «Различаем звуки речи»;

- «Учимся рассказывать»

Октябрь-апрель

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Февраль

 

Март 

 

 

Октябрь

Ноябрь  

Февраль

Март  

Логопед,

педагоги

группы

 

Логопед,

родители

 

Логопед,

педагоги

группы,

дети, родители

 

 

 

 

Логопед

Логопед

 

 

Логопед

 

Логопед

 

 

 

 

 

 

 

Логопед

 

3.Заключи-тельный

3.1. Проведение детско-родительского праздника «Праздник красивой речи»

3.2. Проведение анкетирования по итогам работы по проекту

Апрель

 

 

Апрель

Логопед,

педагоги,

дети, род-ли, Логопед,

родители, педагоги

Логопед

 

 

 

Логопед

 

Опубликовано: 18.11.2015