Модель воспитательной работы в рамках организации деятельности воспитателя группы продленного дня

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Зайцева Людмила Александровна

Организация: ГОБОУ Мончегорская КШ

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мончегорск

        Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся; созданию благоприятных условия для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у обучающихся, их адаптации в школе, социализации и успешному развитию индивидуальных способностей каждого.

       Задача воспитателя группы продленного дня заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, с учётом возрастных, психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, образовательно-воспитательных условий школы

      При работе  с  детьми в группе руководствуюсь  следующими принципами:

  • Для каждого ребёнка должна быть создана ситуация успеха;
  • Каждому воспитаннику должна быть оказана помощь в проектировании личностного роста;
  • Интересы группы и личности не должны противоречить друг другу.

 

      Приоритетным направлением в развитии группы является личностно-ориентированный подход к воспитанию каждого ребёнка.  

       Вся  работа в группе продленного дня проводится в тесном контакте с учителями 1-7 классов, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, учителем-психологом. Узкими  специалистами были  даны  рекомендации при  работе  с  детьми, так как  у  всех детей наблюдается недоразвитие внимания (объём, распределение, устойчивость,   концентрация, переключение); низкий уровень развития памяти, мыслительных операций.

       Кроме  этого дети имеют  ряд  недостатков поведенческого  характера: неустойчивость, повышенная  возбудимость, пугливость и страх, безучастность, Задача  воспитателя скоррегировать  эти  недостатки  в  процессе  воспитательной  работы.

        Вот на такой первоначальной основе и строится планирование коррекционной и воспитательной работы  в  группе  продленного  дня.

        Школьная  модель  программы  по  воспитательной  работе  в  группе  продленного дня  разработана на основе государственной программы Гавриличева Г.Ф. Селиванова Е.Ю. Худенко Е.Д.  «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей»

          Вся  воспитательная  работа  направлена  на то, чтобы  воспитанник был  социально  адаптирован  к  условиям  современной  жизни, то есть мог  самостоятельно  правильно  вести себя  в  различных  ситуациях.

          Главным стержнем модели  воспитательной программы является её целенаправленный и системный характер, что позволяет смоделировать воспитательную систему коллектива. Во-первых, целенаправленное построение воспитательной системы формирует лицо группы, её неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии личностного роста и индивидуальности каждого члена группы; во-вторых, системный подход позволяет воспитателю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в группе.

          Данная воспитательная программа развития группы реализует следующие функции:

  1. образовательную, направленную на формирование мировоззрения воспитанников и интеллектуальных способностей;
  2. воспитательную, содействующую социализации воспитанников (социализация-это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм);
  3. воспитательную, направленную на формирование личности  гражданина  и  патриота  России
  4. коммуникативную, способствующую формированию основ культурного общения и построения межличностных отношений;
  5. защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды;
  6. адаптационную, предполагающую создание условий для развития у детей творческих способностей, саморазвития и самореализации, самосознания своей индивидуальности;
  7. интегрирующую, занимающуюся сплочением группы на основе общей деятельности;
  8. оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать каждому ученику адекватные его социальным интересам ценности и нормы;
  9. коррекционную, направленную на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников.

        Воспитательная работа в группе осуществляется по 6 основным направлениям. Это-

  • основы личностного развития и формирования коммуникативных моделей поведения,
  • охрана здоровья,
  • физическое и сексуальное воспитание,
  • развитие основ творческого восприятия и воображения,
  • трудовое воспитание,
  • основы социализации и общения,

В этомгодувпланвоспитательныхмероприятийдобавлено еще одно направление «гражданско-патриотическое воспитание»,в целяхприобщенияобучающихсякбазовымнациональнымценностямроссийскогообщества, формированиюроссийскойгражданскойидентичности. РазделэтотдобавленпорекомендацииМинистерстваОбразованияиНауки.

          Тема  каждого  занятия  связана с предыдущим  занятием, так чтобы  была  основа  для  системного  подхода к  формированию навыков  поведения. Иногда  бывает  сложно  объединить.  Но  многие  темы занятий  можно  объединить  по  блокам, и  в  ходе  каждого  блока отрабатываю  различные  аспекты  поведения. Например:  беру  тему  «Школа»  и  выделяю  следующие  подтемы воспитательных мероприятий:  «Как  себя  вести  в  школе, «Здоровье  школьника», «Игры  детей», «Школьная  еда», «Мои  привычки»», «Как  украсить  класс: пофантазируем  вместе». Если  проанализируем все подтемы, то увидим, что мы  затронули  почти  все   направления  воспитательной  работы в течении  недели, которые  объединены  общим  тематическим  содержанием. Такой  подход  позволяет  более  четко и  целенаправленно  отрабатывать  различные  модели  поведения  ребенка.

         Или берем   тему «Отчизны  верные  сыны»  и  можно выделить   подтемы:  Беседа «Героическая  эпопея  народного  подвига», конкурс  рисунков  «Солдат  России»»,  беседа-обсуждение «Герой  России, какой  он». Если  мы  проанализируем, то тоже увидим, что мы  затронули  три    направления  воспитательной  работы, которые  объединены  общим  тематическим  содержанием которые можно провести в течении недели.

         Такой  подход  позволяет  более  четко и  целенаправленно  отрабатывать  различные  модели  поведения  ребенка.

         Так  как  в  этом  году  группа  разновозрастная (есть  дети  и  7 лет  и  14 лет), то при проведении воспитательных  мероприятий  я  предлагаю   детям  следующие  виды  помощи:

  • совместные  действия
  • подсказка местом расположения  предмета  или его части
  • подсказка жестом
  • усиление сенсорных впечатлений

       Немалую  роль  в  проведении воспитательных  мероприятий  играет  и  коррекционная  работа  с  детьми: это от  развития  и  коррекции  высших  психических  функций (память, внимание, восприятие, мышление)  до  коррекции  недостатков  характера, поведения. При  проведении любого  воспитательного  мероприятия  воспитатель   четко должен  знать, какие аспекты познавательной  деятельности будут работать у ребенка, а какие черты личности необходимо затронуть.

          Планируя  каждое  воспитательное  мероприятия  нужно  помнить:

  • что даст это  мероприятие  ребенку,
  • чему  научит,
  • какие умения  и навыки  он  приобретет

          Только при  комплексном использовании всех разделов программы можно достичь оптимальных результатов в воспитательной работе.

 

Литература;

  1. Воспитание  и  обучение  детей с нарушениями развития, 2011, №8, стр  45
  2. Воспитание  и  обучение  детей с нарушениями развития, 2009, № 4,,стр16
  3. Аналитический  научно-методический  центр «Развитие  и  коррекция» , Папка  заместителя  директора  по воспитательной  работе,  Москва 2007г, стр 151

 

 

 

 

 

Опубликовано: 18.11.2015