Модель воспитательной работы в рамках организации деятельности воспитателя группы продленного дня
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Зайцева Людмила Александровна
Организация: ГОБОУ Мончегорская КШ
Населенный пункт: Мурманская область, г. Мончегорск
Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся; созданию благоприятных условия для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у обучающихся, их адаптации в школе, социализации и успешному развитию индивидуальных способностей каждого.
Задача воспитателя группы продленного дня заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, с учётом возрастных, психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, образовательно-воспитательных условий школы
При работе с детьми в группе руководствуюсь следующими принципами:
- Для каждого ребёнка должна быть создана ситуация успеха;
- Каждому воспитаннику должна быть оказана помощь в проектировании личностного роста;
- Интересы группы и личности не должны противоречить друг другу.
Приоритетным направлением в развитии группы является личностно-ориентированный подход к воспитанию каждого ребёнка.
Вся работа в группе продленного дня проводится в тесном контакте с учителями 1-7 классов, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, учителем-психологом. Узкими специалистами были даны рекомендации при работе с детьми, так как у всех детей наблюдается недоразвитие внимания (объём, распределение, устойчивость, концентрация, переключение); низкий уровень развития памяти, мыслительных операций.
Кроме этого дети имеют ряд недостатков поведенческого характера: неустойчивость, повышенная возбудимость, пугливость и страх, безучастность, Задача воспитателя скоррегировать эти недостатки в процессе воспитательной работы.
Вот на такой первоначальной основе и строится планирование коррекционной и воспитательной работы в группе продленного дня.
Школьная модель программы по воспитательной работе в группе продленного дня разработана на основе государственной программы Гавриличева Г.Ф. Селиванова Е.Ю. Худенко Е.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей»
Вся воспитательная работа направлена на то, чтобы воспитанник был социально адаптирован к условиям современной жизни, то есть мог самостоятельно правильно вести себя в различных ситуациях.
Главным стержнем модели воспитательной программы является её целенаправленный и системный характер, что позволяет смоделировать воспитательную систему коллектива. Во-первых, целенаправленное построение воспитательной системы формирует лицо группы, её неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии личностного роста и индивидуальности каждого члена группы; во-вторых, системный подход позволяет воспитателю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в группе.
Данная воспитательная программа развития группы реализует следующие функции:
- образовательную, направленную на формирование мировоззрения воспитанников и интеллектуальных способностей;
- воспитательную, содействующую социализации воспитанников (социализация-это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм);
- воспитательную, направленную на формирование личности гражданина и патриота России
- коммуникативную, способствующую формированию основ культурного общения и построения межличностных отношений;
- защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды;
- адаптационную, предполагающую создание условий для развития у детей творческих способностей, саморазвития и самореализации, самосознания своей индивидуальности;
- интегрирующую, занимающуюся сплочением группы на основе общей деятельности;
- оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать каждому ученику адекватные его социальным интересам ценности и нормы;
- коррекционную, направленную на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников.
Воспитательная работа в группе осуществляется по 6 основным направлениям. Это-
- основы личностного развития и формирования коммуникативных моделей поведения,
- охрана здоровья,
- физическое и сексуальное воспитание,
- развитие основ творческого восприятия и воображения,
- трудовое воспитание,
- основы социализации и общения,
В этомгодувпланвоспитательныхмероприятийдобавлено еще одно направление «гражданско-патриотическое воспитание»,в целяхприобщенияобучающихсякбазовымнациональнымценностямроссийскогообщества, формированиюроссийскойгражданскойидентичности. РазделэтотдобавленпорекомендацииМинистерстваОбразованияиНауки.
Тема каждого занятия связана с предыдущим занятием, так чтобы была основа для системного подхода к формированию навыков поведения. Иногда бывает сложно объединить. Но многие темы занятий можно объединить по блокам, и в ходе каждого блока отрабатываю различные аспекты поведения. Например: беру тему «Школа» и выделяю следующие подтемы воспитательных мероприятий: «Как себя вести в школе, «Здоровье школьника», «Игры детей», «Школьная еда», «Мои привычки»», «Как украсить класс: пофантазируем вместе». Если проанализируем все подтемы, то увидим, что мы затронули почти все направления воспитательной работы в течении недели, которые объединены общим тематическим содержанием. Такой подход позволяет более четко и целенаправленно отрабатывать различные модели поведения ребенка.
Или берем тему «Отчизны верные сыны» и можно выделить подтемы: Беседа «Героическая эпопея народного подвига», конкурс рисунков «Солдат России»», беседа-обсуждение «Герой России, какой он». Если мы проанализируем, то тоже увидим, что мы затронули три направления воспитательной работы, которые объединены общим тематическим содержанием которые можно провести в течении недели.
Такой подход позволяет более четко и целенаправленно отрабатывать различные модели поведения ребенка.
Так как в этом году группа разновозрастная (есть дети и 7 лет и 14 лет), то при проведении воспитательных мероприятий я предлагаю детям следующие виды помощи:
- совместные действия
- подсказка местом расположения предмета или его части
- подсказка жестом
- усиление сенсорных впечатлений
Немалую роль в проведении воспитательных мероприятий играет и коррекционная работа с детьми: это от развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление) до коррекции недостатков характера, поведения. При проведении любого воспитательного мероприятия воспитатель четко должен знать, какие аспекты познавательной деятельности будут работать у ребенка, а какие черты личности необходимо затронуть.
Планируя каждое воспитательное мероприятия нужно помнить:
- что даст это мероприятие ребенку,
- чему научит,
- какие умения и навыки он приобретет
Только при комплексном использовании всех разделов программы можно достичь оптимальных результатов в воспитательной работе.
Литература;
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2011, №8, стр 45
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 4,,стр16
- Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» , Папка заместителя директора по воспитательной работе, Москва 2007г, стр 151