Методика обучения лексике на уроках английского языка на начальном этапе в средней школе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Казак Инна Владимировна

Организация: МБОУ СОШ № 24

Населенный пункт: Московская область, п. Обухово

Обучение иностранному языку – это трудоемкий процесс, включающий в себя различные составляющие, одним из которых является обучение лексике, понимание лексического значения слов, а также  правильное употребление слова относительно какой либо речевой ситуации. Основными целями обучения является развитие письменной и устной форм общения. Для их реализации необходимо владеть лексикой иностранного языка, адекватностью и уместностью ее использования.

Немаловажным средством обучения лексике является использование всевозможных обучающих и развивающих игр и упражнений. Можно выделить следующие группы упражнений:

В первую группу можно включить упражнения на запоминание слов, их семантики:

  • Назовите предметы, которые изображены на картинке;
  • Из ряда слов необходимо выбрать лишь одно, которое соответствует определенной теме или ситуации;
  • С выделенным словом составьте предложения по образцу;
  • Заполните пропуски в предложении подходящими словами, либо дополните предложение (слова даны ниже или воспроизводятся по памяти учащихся);
  • К выделенному слову подберите синоним.  

Во вторую группу включают упражнения, связанные с построением сочетаний слов. Сочетания образуются в соответствии с грамматическими правилами.  Далее представлены примеры таких упражнений:

  • Подберите из различных слов сочетания;
  • Расширьте предложения с помощью определений к  выделенным существительным (определения даны  под чертой);
  • Образуйте сочетания, указывающие на принадлежность предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т.д.

В процессе обучения необходимо учитывать, что успех во многом будет зависеть от сочетания различных упражнений .

Упражнения, которые обеспечивают первичное закрепление лексики должны включаться в систему упражнений, которые предназначаются для развития навыков и умений в использовании лексического материала  в слушании, говорении, чтении, а также письме. В соответствии с этим можно выделить следующие характерные особенности таких упражнений:

  • они составляют важную часть разъяснительного процесса, при котором используются иллюстративная  и контролирующая функции;
  • новую лексику необходимо вводить на основе знакомого лексического окружения и на уже усвоенном грамматическом материале;
  • в упражнениях должны присутствовать не только элементарные, но и сложные операции, способствующие развитию умственных действий и творческих возможностей учащихся. Данные упражнения должны позволить учащимся в первичном закреплении использовать выделенный материал во всех формах речевого общения.

Рассматривая начальный этап обучения, необходимо учитывать возраст учащихся, поэтому первичное закрепление должно носить игровой характер. Например:

  • проговаривать новые слова можно с различной интонацией, эмоциональной окраской, либо демонстрацией проговариваемых слов;
  • введение новых  глаголов, таких  как: dance (танцевать), run (бегать), sing (петь), sit (сидеть),  fly (летать) и др., может сопровождаться демонстрацией действий; 
  • изучение числительных  может сопровождаться хоровым проговариванием. В процессе проговаривания чисел  учитель может попросить учащихся загибать пальчики.

Одной из основных задач учащихся является узнавание слова в речи учителя. Для реализации данной задачи можно выделить следующие игры:

Игра « Угадай-ка» - учитель заранее готовит предметы, либо рисует их   на доске, затем называет слово, а учащиеся должны указать на нужный предмет;

Игра « Найди пропажу» - учитель демонстрирует учащимся предметы, а затем накрывает их «волшебной шалью феи». Под шалью один предмет «исчезает». Учащиеся должны назвать предмет, который пропал;

Игра «Найди новичка» - учитель раздает учащимся заранее распечатанный текст (желательно с красочными иллюстрациями). Задача учащихся прочитать, понять смысл текста и найти новое или несколько новых слов и подчеркнуть их.

Упражнения из учебника иногда носят формальный характер, поэтому учителю следует проявить свои творческие способности, максимально используя карточки, рисунки, цветные мелки и т.д.

Обучение лексике  в раннем возрасте должно быть не «сухим» заучиванием новых слов, а «живым процессом», развивающим способности детей.

 

 

Опубликовано: 16.11.2015