Организация работы персонала ДОУ в период адаптации детей раннего возраста как условие сохранения психологического здоровья

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Хатанзейская Елена Николаев

Организация: МБДОУ «ЦРР-детский сад № 48 «Сказка»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Нарьян-Мар

В настоящее время много говорят и пишут о развивающей среде, развивающих образовательных технологиях, личностно-ориентированном образовании и их значении в становлении личности ребенка. Но даже самая совершенная программа, технология, среда бесполезны без педагога, которому можно доверить маленького человека.

Во время адаптации ребенка к условиям ДОУ педагогу отводится главная роль. Ведь именно он является важным участником социализации личности ребенка, его профессиональное руководство позволит ребенку наиболее широко проявлять свои интеллектуальные и эмоциональные возможности и быстрее их реализовать, поможет постепенному приобщению ребенка к социальной жизни и поэтапному расширению его кругозора и опыта.

Поэтому для работы с маленькими детьми очень важно учитывать индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми и родителями. Выбирая воспитателя в ясельную группу, нужно ориентироваться на его интерес к ребенку, позитивные человеческие качества, высокий профессионализм и состояние здоровья. Кроме того, большое значение имеет внешний вид педагога, умение красиво одеваться, культура его речи и манер.

Воспитатель ясельной группы – это, по существу, визитная карточка дошкольного учреждения. Хочется, чтобы родители и ребенок, впервые переступив порог детского сада, увидели образованного, обаятельного, интеллигентного педагога – ведь это первый шаг к завоеванию доверия родителей.

Во время приема вновь поступающих в ясли детей необходима такая организация всего персонала ДОУ, чтобы воспитатель мог уделять основное и большее внимание вновь поступающему ребенку. Во время, пока идет набор детей в ясли, утренний фильтр проводит медицинская сестра. Выясняется, как ребенок спал, что беспокоит родителей в его поведении и самочувствии, принимаются к сведению их пожелания. Во время приема вновь поступающих детей в группе находится методист или психолог, которые помогают воспитателю быстрее приучить детей к условиям дошкольного учреждения. Эта помощь, прежде всего, заключается в том, что они присматривают и ухаживают за остальными малышами, пока воспитатель занимается вновь пришедшими. Не рекомендуется этим специалистам вести работу с новенькими детьми (за некоторым исключением), так как они должны как можно быстрее привыкнуть к основным воспитателям. Методисту, психологу, медсестре следует наблюдать за тем, как ребенок адаптируется. Тогда они смогут дать квалифицированные рекомендации как воспитателю, так и родителям. К активной работе по адаптации и развитию детей необходимо привлечь и младшего воспитателя (или помощника воспитателя). После соответствующей подготовки на базе дошкольного учреждения за ним можно закрепить такие виды деятельности, как обучение элементарным трудовым навыкам, самообслуживанию, культуре еды. Совместно с воспитателем решаются такие задачи как пополнение словарного запаса, активизация речи и приобретение ребенком конкретных умений и навков. Недопустимо, чтобы в группе работала одна няня. Это прямой путь к снижению качества ухода за детьми.

Таким образом, правильная организация работы персонала ДОУ в период адаптации делает пребывание ребенка в детском саду комфортным и, тем самым, способствует сохранению психологического здоровья детей.

 

Литература:

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
  2. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М., 1991.
  3. МонинаГ.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. – СПб.: Издательство «речь», 2005.
  4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.
  5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М., 1986.
  6. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  7. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 2001
Опубликовано: 15.11.2015