Мультимедийные презентации в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с живописью

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Родионова Т.В, Кузнецова А.Д, Казанцева Н.А, Мартынова И.Ю.

Организация: МАДОУ «Детский сад №210»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Об актуальности заявленной темы свидетельствует от факт, что стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития нашей  цивилизации приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым.

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста не является исключением, и педагоги все больше внимания уделяют вопросам эффективного использования наглядных средств в ознакомлении с живописью дошкольников. Многие педагоги, ученые, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства и доказывают необходимость активного использования разных средств ознакомления  детей с живописью дошкольников (А.Н. Бурова, Т.П. Хризман, Р.М.  Чумичева и др.). 

На сегодняшний день существует  противоречие между потребностью дошкольного образования  в использовании мультимедийных презентаций  в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живописью  и недостаточным уровнем теоретической и практической готовности педагогов ДОУ к использованию средств мультимедиа. Поэтому  необходимо было выяснить, каковы возможности использования мультимедийных презентаций в ознакомлении детей старшего  дошкольного возраста с живописью.

Представляется необходимым обоснование выбора возрастной группы. В работе говорится о детях старшего дошкольного возраста, поскольку в своей педагогической деятельности работаем именно со старшими дошкольниками.   Мы предположили, что ознакомление детей дошкольного возраста с живописью при помощи мультимедийных презентаций будет эффективным, поскольку помогают  перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

В ходе работы были рассмотрены сущность и содержание понятия «средства обучения», под которыми понимаются  все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении учебного процесса. Мультимедийные средства включают  в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах.   Идея мультимедийных средств заключается в использовании различных способов подачи информации, включении в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации, что позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать дидактическим инструментом благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.

Применение мультимедийных презентаций в ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью способствует: развитию основ визуальной культуры;  представлению информации в образном плане за счет мультимедиа-эффектов в «привычной» для современных детей форме; познанию в процессе экспериментирования и игры; переносу акцентов с «информационных» методов на «демонстрационные», что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.

Презентации воспринимаются детьми как игра, развлечение, приобретают занимательный характер. Использование мультимедийных презентаций может обеспечить:  наглядность, способствующую комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала; «доступ к недоступному».  Например, знакомство с творчеством художника,  произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале;   использование мультимедийных презентаций дает ребёнку  дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в продуктивной деятельности. Достоинства мультимедийных презентаций — это наглядность, удобство и быстрота. Введение презентаций в структуру занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.

Свое исследование мы проводили в трех дошкольных образовательных учреждениях г. Новокузнецка: ДОУ № 150, ДОУ №252, ДОУ№ 70 г.

На первом этапе мы изучили  отношение педагогов ДОУ к использованию мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлению с живописью детей  старшего дошкольного возраста. Далее была предпринята работа по созданию  банка мультимедийных презентаций по ознакомлению с живописью детей  старшего дошкольного возраста. На заключительном этапе было проведено повторное изучение отношения педагогов ДОУ к использованию мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлению с живописью детей  старшего дошкольного возраста.

Для выявления отношения педагогов ДОУ к использованию мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлению с живописью детей  старшего дошкольного возраста была разработана анкета.  Результаты анкетирования позволили констатировать следующее.   Педагоги ДОУ №150 довольно регулярно используют ИКТ в своей профессиональной деятельности, в основном, в целях самообразования и при подготовке к занятиям.  Педагоги положительно относятся к ИКТ, стараются включать их в занятия, однако, считают недостаточными условия для использования ИКТ в ДОУ.  Большинство педагогов обдуманно подходят к поиску источников информации, используя специальные сайты, то есть не бездумно скачивают первую попавшуюся презентацию.

В ДОУ № 210 созданы все условия для использования  ИКТ на занятиях по ознакомлению с живописью детей. Педагоги ДОУ  № 210 активно используют ИКТ, и, в частности, мультимедийные презентации в работе с детьми старшего дошкольного возраста, считая данный возраст оптимальным, т.к. у старших дошкольников хорошая усидчивость, произвольное внимание, внимание. Кроме того, по мысли педагогов, это очень полезно в ходе подготовки детей к обучению в школе. XXI век – это век компьютерных технологий, а  большинство старших дошкольников прекрасно умеют пользоваться компьютером. В ДОУ № 70 педагоги настороженно относятся к возможностям ИКТ, предпочитают бумажные носители информации и традиционные занятия с детьми. В данном ДОУ отсутствуют условия использования ИКТ в работе с детьми.

В целом, уровень  сформированности навыков владения ПК и ИКТ в ДОУ № 150 и №70 можно охарактеризовать как недостаточный. Педагоги используют ИКТ, в основном, для подготовки материала к занятиям и для самообразования. Мнение педагогов об оптимальном возрасте детей, с которого становится эффективным использование средств мультимедиа, неоднородно, хотя, большая часть респондентов считает таким возрастом старший в силу сформированности произвольной памяти, запоминания, высокого уровня развития наглядно-образного мышления, познавательной активности.

В занятия по ознакомлению с живописью педагоги считают целесообразным включать сведения из жизни художника, картины художников, работы детей, пооперационные карты  и различные творческие игры.  Тем не менее, педагоги всех ДОУ отметили несомненную пользу мультимедийных презентаций и их роль на занятиях по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста. 

Считаем, что использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью. Педагог может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты, интерактивные модели, проектируя их на большой экран.    Дети, благодаря большому формату мультимедийных презентаций  окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на детей неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству. Дошкольники более активно высказывают свое мнение по данной теме, быстрее включаются в работу, проявляют  больший энтузиазм и  лучше усваивают данную им информацию.   В мультимедийные презентации по ознакомлению старших дошкольников с живописью можно также  включать различные дидактические игры. Приведем примеры.

Игра «Жанр живописи». Детям предлагается презентация репродукциями картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж). Необходимо найти пейзаж среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.

Игра  «Части суток». Дошкольникам предлагаются  слайды с пейзажами, которые ярко выражают, части суток; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки). Нужно определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные на слайдах  пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку, с которой ассоциируется та или иная часть суток.

Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица».  Перед вами слайды с фоторепродукциями картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).

В ходе работы мы разработали ряд рекомендаций педагогам трех ДОУ.  В ДОУ № 150   осуществляется воспитание детей с акцентом на художественно-эстетическое развитие. Но в то же время мультимедийные презентации здесь не слишком распространены. 

Рекомендовано:

  1. Улучшить материально-техническую базу (приобрести проектор, современные ПК).
  2. Обеспечить свободный доступ педагогам ДОУ к  ИКТ и интернету.
  3. Включить в тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности мультимедийные презентации. 

В ДОУ № 70 практически полностью отсутствует материально-техническая база для использования презентаций в работе с дошкольниками, поэтому необходимо:

  1. Создать материально-техническую базу (приобрести проектор, современные ПК).
  2. Разработать программу работы с педагогами ДОУ по внедрению ИКТ в работу по ознакомлению с живописью старших дошкольников (лекции, тренинги, круглый стол и т.п.).
  3. Рекомендовать к прохождению курсы повышения квалификации по данной теме. В качестве примера организовать и провести ряд занятий по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста.

В ДОУ № 210 в полной мере используются возможности мультимедиа в работе с детьми старшего дошкольного  возраста. Новой формой работы может стать сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по созданию  банка мультимедийных презентаций по различным темам.

С целью выявления повторного мнения педагогов о результативности работы по созданию банка презентаций  для занятий по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста было проведено повторное анкетирование, позволившее выявить положительную динамику  у педагогов трех ДОУ, в их отношении к роли ИКТ и мультимедийных презентаций, в частности,  на занятиях по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста.

При работе  по данной теме  мы столкнулись с проблемой не только продуктивности ММП на занятиях для детей, но также проблеме доступа на рабочем месте, создания и использования ИКТ самими педагогами. Перспективой дальнейшего исследования в рамках рассматриваемой  темы  является организация работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с живописью с помощью ММП.

Список литературы

  1. Волков, В. Современные мультимедиа [Текст] / В. Волков // Компьютер-ИНФО. -1999. - № 9. - С. 21-27.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду [Текст] /   Ю. Горвиц, Л. Поздняк // Дошкольное воспитание, 1991. - № 5.- С.95-95.
  3. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Текст] / Т. Н. Губина // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 345-347. 
  • anketa.doc.. 51,0 КБ
  • Опубликовано: 13.11.2015