Мультимедийные презентации в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с живописью
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Родионова Т.В, Кузнецова А.Д, Казанцева Н.А, Мартынова И.Ю.
Организация: МАДОУ «Детский сад №210»
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Об актуальности заявленной темы свидетельствует от факт, что стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития нашей цивилизации приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста не является исключением, и педагоги все больше внимания уделяют вопросам эффективного использования наглядных средств в ознакомлении с живописью дошкольников. Многие педагоги, ученые, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства и доказывают необходимость активного использования разных средств ознакомления детей с живописью дошкольников (А.Н. Бурова, Т.П. Хризман, Р.М. Чумичева и др.).
На сегодняшний день существует противоречие между потребностью дошкольного образования в использовании мультимедийных презентаций в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и недостаточным уровнем теоретической и практической готовности педагогов ДОУ к использованию средств мультимедиа. Поэтому необходимо было выяснить, каковы возможности использования мультимедийных презентаций в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с живописью.
Представляется необходимым обоснование выбора возрастной группы. В работе говорится о детях старшего дошкольного возраста, поскольку в своей педагогической деятельности работаем именно со старшими дошкольниками. Мы предположили, что ознакомление детей дошкольного возраста с живописью при помощи мультимедийных презентаций будет эффективным, поскольку помогают перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
В ходе работы были рассмотрены сущность и содержание понятия «средства обучения», под которыми понимаются все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении учебного процесса. Мультимедийные средства включают в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Идея мультимедийных средств заключается в использовании различных способов подачи информации, включении в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации, что позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать дидактическим инструментом благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.
Применение мультимедийных презентаций в ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью способствует: развитию основ визуальной культуры; представлению информации в образном плане за счет мультимедиа-эффектов в «привычной» для современных детей форме; познанию в процессе экспериментирования и игры; переносу акцентов с «информационных» методов на «демонстрационные», что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.
Презентации воспринимаются детьми как игра, развлечение, приобретают занимательный характер. Использование мультимедийных презентаций может обеспечить: наглядность, способствующую комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала; «доступ к недоступному». Например, знакомство с творчеством художника, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале; использование мультимедийных презентаций дает ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в продуктивной деятельности. Достоинства мультимедийных презентаций — это наглядность, удобство и быстрота. Введение презентаций в структуру занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.
Свое исследование мы проводили в трех дошкольных образовательных учреждениях г. Новокузнецка: ДОУ № 150, ДОУ №252, ДОУ№ 70 г.
На первом этапе мы изучили отношение педагогов ДОУ к использованию мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста. Далее была предпринята работа по созданию банка мультимедийных презентаций по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста. На заключительном этапе было проведено повторное изучение отношения педагогов ДОУ к использованию мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления отношения педагогов ДОУ к использованию мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста была разработана анкета. Результаты анкетирования позволили констатировать следующее. Педагоги ДОУ №150 довольно регулярно используют ИКТ в своей профессиональной деятельности, в основном, в целях самообразования и при подготовке к занятиям. Педагоги положительно относятся к ИКТ, стараются включать их в занятия, однако, считают недостаточными условия для использования ИКТ в ДОУ. Большинство педагогов обдуманно подходят к поиску источников информации, используя специальные сайты, то есть не бездумно скачивают первую попавшуюся презентацию.
В ДОУ № 210 созданы все условия для использования ИКТ на занятиях по ознакомлению с живописью детей. Педагоги ДОУ № 210 активно используют ИКТ, и, в частности, мультимедийные презентации в работе с детьми старшего дошкольного возраста, считая данный возраст оптимальным, т.к. у старших дошкольников хорошая усидчивость, произвольное внимание, внимание. Кроме того, по мысли педагогов, это очень полезно в ходе подготовки детей к обучению в школе. XXI век – это век компьютерных технологий, а большинство старших дошкольников прекрасно умеют пользоваться компьютером. В ДОУ № 70 педагоги настороженно относятся к возможностям ИКТ, предпочитают бумажные носители информации и традиционные занятия с детьми. В данном ДОУ отсутствуют условия использования ИКТ в работе с детьми.
В целом, уровень сформированности навыков владения ПК и ИКТ в ДОУ № 150 и №70 можно охарактеризовать как недостаточный. Педагоги используют ИКТ, в основном, для подготовки материала к занятиям и для самообразования. Мнение педагогов об оптимальном возрасте детей, с которого становится эффективным использование средств мультимедиа, неоднородно, хотя, большая часть респондентов считает таким возрастом старший в силу сформированности произвольной памяти, запоминания, высокого уровня развития наглядно-образного мышления, познавательной активности.
В занятия по ознакомлению с живописью педагоги считают целесообразным включать сведения из жизни художника, картины художников, работы детей, пооперационные карты и различные творческие игры. Тем не менее, педагоги всех ДОУ отметили несомненную пользу мультимедийных презентаций и их роль на занятиях по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста.
Считаем, что использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью. Педагог может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. Дети, благодаря большому формату мультимедийных презентаций окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на детей неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству. Дошкольники более активно высказывают свое мнение по данной теме, быстрее включаются в работу, проявляют больший энтузиазм и лучше усваивают данную им информацию. В мультимедийные презентации по ознакомлению старших дошкольников с живописью можно также включать различные дидактические игры. Приведем примеры.
Игра «Жанр живописи». Детям предлагается презентация репродукциями картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж). Необходимо найти пейзаж среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Игра «Части суток». Дошкольникам предлагаются слайды с пейзажами, которые ярко выражают, части суток; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки). Нужно определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные на слайдах пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку, с которой ассоциируется та или иная часть суток.
Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица». Перед вами слайды с фоторепродукциями картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).
В ходе работы мы разработали ряд рекомендаций педагогам трех ДОУ. В ДОУ № 150 осуществляется воспитание детей с акцентом на художественно-эстетическое развитие. Но в то же время мультимедийные презентации здесь не слишком распространены.
Рекомендовано:
- Улучшить материально-техническую базу (приобрести проектор, современные ПК).
- Обеспечить свободный доступ педагогам ДОУ к ИКТ и интернету.
- Включить в тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности мультимедийные презентации.
В ДОУ № 70 практически полностью отсутствует материально-техническая база для использования презентаций в работе с дошкольниками, поэтому необходимо:
- Создать материально-техническую базу (приобрести проектор, современные ПК).
- Разработать программу работы с педагогами ДОУ по внедрению ИКТ в работу по ознакомлению с живописью старших дошкольников (лекции, тренинги, круглый стол и т.п.).
- Рекомендовать к прохождению курсы повышения квалификации по данной теме. В качестве примера организовать и провести ряд занятий по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста.
В ДОУ № 210 в полной мере используются возможности мультимедиа в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Новой формой работы может стать сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по созданию банка мультимедийных презентаций по различным темам.
С целью выявления повторного мнения педагогов о результативности работы по созданию банка презентаций для занятий по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста было проведено повторное анкетирование, позволившее выявить положительную динамику у педагогов трех ДОУ, в их отношении к роли ИКТ и мультимедийных презентаций, в частности, на занятиях по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста.
При работе по данной теме мы столкнулись с проблемой не только продуктивности ММП на занятиях для детей, но также проблеме доступа на рабочем месте, создания и использования ИКТ самими педагогами. Перспективой дальнейшего исследования в рамках рассматриваемой темы является организация работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с живописью с помощью ММП.
Список литературы
- Волков, В. Современные мультимедиа [Текст] / В. Волков // Компьютер-ИНФО. -1999. - № 9. - С. 21-27.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду [Текст] / Ю. Горвиц, Л. Поздняк // Дошкольное воспитание, 1991. - № 5.- С.95-95.
- Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Текст] / Т. Н. Губина // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 345-347.