Теоретические аспекты образовательной среды

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Герлис Яна Павловна

Организация: ГБОУ СОШ 291

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Под образовательной средой принято понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Нам представляется принципиально важным выдвигаемое Слободчиковым положение, согласно которому само понятие образовательной среды определяется, прежде всего, профессионально-деятельностной, по существу управленческой, позицией, так как специфическим свойством образовательной среды является насыщенность ее образовательными ресурсами. Формирование, обогащение и распределение таких ресурсов есть предмет именно организационно-управленческой деятельности. Создание образовательных ресурсов является ключевой управленческо-педагогической задачей.

Структура образовательной среды наиболее полно отражена Г.А.Ковалевым. В «сферу психологического анализа школьной среды» автор включает физическое окружение,  человеческие факторы и  программу обучения.

«Физическое окружение» составляют: архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций внутришкольного дизайна, размер и пространственная структура классных и других помещений в здании школы.

К «человеческим факторам» относятся: пространственная и социальная плотность среди субъектов учебно-воспитательного процесса, степень скученности и ее влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей.

«Программа обучения» включает такие факторы, как деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость). В этой связи образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими моментами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретная среда какого-либо учебного заведения или конкретная семейная среда. Такую среду можно обозначить как локальную образовательную среду, в отличие от образовательной среды в широком смысле, которая теоретически может представлять собой всю вселенную. Локальная образовательная среда — это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи.

В образовательной среде каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды в контексте сложившихся социальных отношений. Качество локальной образовательной среды определяется качеством пространственно-предметного содержания данной среды, качеством социальных отношений в данной среде и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды.

 

В сущности, развитие современной образовательной среды обусловлено следующими факторами:

Во-первых, оно обусловлено развитием педагогической системы в аспекте симметричных отношений учитель – знание – ученик, их взаимодействия и взаимовоздействия. Как и во всяком субъектно-субъектном отношении в основе этого взаимовоздействия лежит психологическое воздействие. Поэтому первыми исследователями образовательной среды оказались представители педагогической психологии.

Во-вторых, особенностью современного образования является информатизация (ИО), вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС), где эти ее свойства являются неразрывно связанными. Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство.Психологический аспект ИОС выражается в ее информационно-психологическом воздействии и во взаимовоздействии субъектов образования.

Физически ИОС является многоуровневой иерархической средой – общеобразовательная ИОС, ИОС школы, личная ИОС.

Логически ИОС содержит также три содержательных уровня:

Первый уровень – педагогическая система, определяющая форму и содержание и остальные содержательные уровни ИОС.

Второй уровень – система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.

 

Третий уровень – образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы и ИОС.

Образовательная среда включает в себя также основные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в обществе, социальной среде, экономические отношения и, разумеется, правовые документы, относящиеся к образованию – федеральные и региональные законы, положения, стандарты, программы. Эти документы, их содержание и соответствующие знания также оказывают прямое и существенное влияние на сферу образования и в определенном объеме включаются в образовательный процесс – правоведение.

 

 В результате анализа ФГОС в аспекте соответствия его положений, содержания, требований с понятием образовательной среды видно, что она является не внешним фактором по отношению к образованию, а содержит и внутренние его факторы. То есть образовательная среда является системно сбалансированным сочетанием внутренних и внешних (по отношению к образованию) фактов и условий, существенно влияющих на образование, оказывающих на него позитивное воздействие на принципах прямой и обратной связи. Поскольку речь идет о среде, то совокупность внутренних факторов образования должна быть компонентом внутренней среды образования – компонентом образовательной сферы, порождаемой образовательным процессом. То есть эта совокупность порождается образовательным процессом, выражающими и определяющими его факторами (учебно-образовательными, педагогическими, методическими, организационными и др.) образовательной сферы.

 

Как правовой документ, издаваемый государством и имеющий регулятивные функции, ФГОС относится к внешней составляющей образовательной среды.

Современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект – ресурс, учитель – ученик, ученик – ученик. Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие и учебные отношения реализуются в образовательной сфере, то и их среда (как участник и посредник) тоже является ее компонентом. То есть образовательная среда проявляется здесь как внутренняя.

 

Важными факторами образовательной среды в реализации информационного взаимодействия являются не только информационные и социокультурные, но и психологические характеристики. Образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, благоприятного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия.

Согласно И.А. Баевой, важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

Психологическая безопасность состоит из двух аспектов: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности. Психологическая безопасность среды в социальном аспекте определена как состояние среды, свободное от психологического насилия во взаимодействии всех участников образовательного процесса, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, и обеспечивающее психологическую защищенность её участников. Психологическая безопасность личности проявляется в способности сохранять сопротивляемость среде с определёнными параметрами, особенно с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям и отражается в переживании защищенности в конкретной жизненной ситуации.

Подводя итог, можно отметить, что анализ образовательной среды проводится с помощью следующих критериев: модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, устойчивость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность.

1) Модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной характеристикой. В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения. В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды выступает, в частности, коэффициент модальности, который отражает степень использования воспитанниками развивающих возможностей (ресурсов среды). Коэффициент модальности, во-первых, тем больше, чем выше активность и, во-вторых, при равной степени активности, он больше в условиях свободной активности и меньше в условиях свободной пассивности.

2) Широта образовательной среды служит ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее.

3) Интенсивность образовательной среды - ее структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.

4) Степень осознаваемости образовательной среды - показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

 5) Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени. Если другие параметры дают синхроническое описание образовательной среды, то параметр устойчивости позволяет осуществить ее диахроническое описание.

6) Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов.

7) Эмоциональность образовательной среды иллюстрирует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов.

8) Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность показывает иерархическое положение школьной среды по отношению к другим источникам влияния на личность.

 9) Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности.

10) Социальная активность образовательной среды - показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.

11) Мобильность образовательной среды характеризует ее способности к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.

 

Список литературы.

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании.- М.: Союз.- 2002, 272с.
  2. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» (www.psyedu.ru).- 2012, №3.- с. 1-14.
  3. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы.-М.: Академия АйТи, 152с.
  4. Электронный ресурс: http://www.tolerance.ru.
  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.:Смысл.-2001, 368с.

 

Опубликовано: 13.11.2015