Современные ИКТ в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочной работе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Акулова Роза Раиновна

Организация: ГБОУ «Камско-Устьинская КШИ им. Героя Советского Союза Чиркова Михаила Алексеевича

Населенный пункт: Республика Татарстан, пгт Куйбышевский Затон

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

           В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, география имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что интерес к географии снизился у учащихся еще в школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты географического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом.

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Бурное развитие новых информационных технологий  наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Поэтому необходимо научить каждого учащегося за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в  практике используются как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно используются новые информационные коммуникативные технологии.

Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.

       Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?           

        Одним из методов повышения  интереса является вовлеченность учащихся в проектную и исследовательскую работу.

        В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения географии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать географические знания.

В решении данных проблем может  найти свое место проектно-исследовательская деятельность обучающихся, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения.

        Проектно-исследовательская деятельность создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Кроме того, она предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость.

Ученик только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.

                                                         

Глава 1. Применение современных ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках     географии.

     Очень важно, что в новом стандарте меняется оценка качества образования. Кроме того, новый ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Предусматривается качественно новое ресурсное обеспечение исполнения ФГОСа.

В последнее десятилетие, в связи с широким применением информационных технологий (ИКТ), проектно-исследовательская  деятельность стала более насыщенной и эффективной. Это связано со следующими моментами:

− переместился акцент с внеурочной и факультативной проектной деятельности в классно-урочную;

− количество учителей, имеющих представление о возможностях компьютера в обучении, резко увеличилось, что оказалось благоприятным для активного внедрения проектной методики и информационных технологий в образовательный процесс.

      Информационно-компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе. ИКТ в целом повышают познавательную активность учащихся на уроке, интерес к предмету, активизируют внимание, память, мыслительные процессы, развивают творческие способности школьников.

  Применение ИКТ в проектно-исследовательской деятельности помогает нашим учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. Позволяет научить ребенка самостоятельно работать с информацией, полученной из различных источников, создавать графические объекты, использовать электронные таблицы, делает работу интересной и увлекательной. Кроме того, такая форма работы решает задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применять знания, полученные в процессе обучения, в решении практических задач.

В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов.

В процессе использования информационных технологий (то есть системы приемов    деятельности      с   привлечением      всех   возможностей компьютера) в проектно-исследовательской работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

Преимущества использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности на уроках географии:

  • Экономит время.
  • Повышает мотивацию обучения, усиливает интерес учащихся к урокам.
  • Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы.  Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

      Любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить проблему, над которой он будет работать в ходе исследования. Следующий этап – постановка целей и задач исследовательской работы. Наконец, выполнение проекта, в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, исследовать биологические процессы, систематизировать и обобщать полученные данные. Последний этап - обработка результатов исследования, выводы, оформление и представление проекта.

 Использование ИКТ технологий на всех этапах проектно-исследовательской деятельности

    Использование ИКТ технологий целесообразно на всех этапах исследовательской деятельности. При поиске информации ученик может обращаться к глобальной сети Интернет, для этого он получает на уроках информатики навыки поиска информации в сети Интернет для упрощения поиска. Компьютерная обработка данных исследования (сортировка, поиск, отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных (Microsoft Access). Основными прикладными программными продуктами при подготовке исследовательской работы являются системы подготовки текстов, табличные процессоры (Microsoft Word), системы создания презентаций (Power Point), графические редакторы (Paint, Corеl Draw). Оформление работ с помощью текстового редактора: оформление титульного листа, соблюдение структуры работы, применение обычных и концевых сносок, гиперссылок, составление оглавления и списка литературы. Ученик должен также уметь составить аннотацию работы, выделить ее основные тезисы. Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график, диаграмма, гистограмма, схема и т.д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей. Ученик учится составлять таблицы и графики с помощью табличных процессоров. Он также вырабатывает навыки работы с изображениями (помещение изображений в текст, снабжение их подписями и комментариями, простейшие способы редактирования изображений), а также составления и внесения в текст формул и схем. Защита работы может быть осуществлена при помощи презентации. Для этого ученик учится работать в системе создания презентации Power Point. Итогом научно-исследовательской работы учащихся  является выступление на уроках, классных часах, а также на школьной научно-практической конференции. Использование  презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет  роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей Power Point. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. При подготовке научно-исследовательских работ к научно - практической конференции в начальной школе используются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Конечно, учащиеся могут только собрать материал и быть помощником в создании презентаций.  Большая  часть работы ложится на плечи педагога и родителей. Сейчас учащиеся  самостоятельно владеют всеми хитростями в создании презентаций.   При этом учитель обязательно должен оказывать помощь, обратить внимание учащихся на содержание работы, а не только на использовании ими компьютерных эффектов.

    Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается найти информацию, за ней чаще всего сейчас принято обращаться в Интернет. Ребята также используют электронные учебники, энциклопедии. На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах сети Интернет,  школьники делают обзор литературы, анализируют полученную информацию.

   Для дальнейшего хода исследовательской работы ребята применяют компьютерную программу Microsoft Excel. Данная программа может использоваться для математической обработки полученных результатов, построения диаграмм. Результаты исследования заносятся в электронные таблицы, что позволяет систематизировать полученные данные.     Электронные таблицы Ехсеl помогут учащимся использовать  картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, анализировать их. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.

     На конечном этапе, как было уже сказано выше, для того чтобы представить результат своей деятельности, ребята, как правило, используют мультимедийную презентацию (работа с программой Microsoft  Power Point).  Программа разработки презентаций Power Point, позволяет подготовить материалы к демонстрации, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Презентация содержит не только таблицы, диаграммы, а так же цифровые фотографии, иллюстрирующие отчет о проделанной работе. Для примера можно привести следующий исследовательский проект: «Экономико-географическая  характеристика  отдельных  предприятий  правобережья  Республики  Татарстан»

   Целью данного исследовательского проекта  учащихся является  изучение  современного социально-экономического состояния  предприятий, а именно: филиала  ОАО “Агрохимсервис” Матюшинский карьер, ОАО «Буинский сахарный  завод», ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник» и  определение  перспектив их  развития.   

     В связи с этим были поставлены следующие задачи исследовательского проекта:                 

1.  Выявить  экономико – географические  особенности деятельности предприятий;

2.  Оценить потенциал экономического развития предприятий  в процессе перехода  к рыночной экономике;

3.  Выяснить основные проблемы и перспективы развития;

4. Определить  степень влияния деятельности предприятия на окружающую среду.

     Исследование проводилось с применением общенаучных методов познания: исторический и логический подходы, системный и ситуационный, абстрактно-теоретический и сравнительный, методы экономического анализа и экспертных оценок, сбор и систематизация материалов, собственные наблюдения, применение компьютерных программ и технологий.

   Результатом исследования стал  собранный и систематизированный материал по следующим пунктам:

        1.  Историко – географические условия развития предприятий.

        2.  Социально – экономические особенности функционирования предприятий.

   В информационную базу данной  работы были  положены данные статистики, документальные первоисточники (годовые отчеты, виртуальные и физико – географические параметры), а также использовалась и теоретическая литература, различные физико – географические, экономические справочники, в том числе и электронные, интерактивные карты,   данные периодической печати и Интернет-сайтов.

    Данная исследовательская работа учащихся имеет научную и практическую значимость: собранный и систематизированный материал может в дальнейшем использоваться в педагогической практике, т.е. в школе на уроках географии и краеведения при изучении природы и хозяйства республики Татарстан.

   Таким образом, ещё раз хочется подчеркнуть, что компьютерные технологии можно применять на всех этапах исследовательской и проектной деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна и просто доставляет удовольствие юным исследователям.     Проектно-исследовательская  деятельность позволяет осваивать школьную программу на принципиально более высоком уровне, полученные при этом знания существенно выходят за рамки школьной программы.  Работа над исследовательским проектом развивает у учащихся навыки самостоятельной, творческой работы. Когда ребята могут проследить динамику развития, например, данных предприятий и по ней сказать, что ждёт их в будущем – рост или падение производства, ребята получают полное удовлетворение от своей выполненной работы, так как считают себя экспертами экономики.

Реализуя данный проект, учащиеся смогут не только значительно

пополнить  знания, но и  применять их на практике в повседневной жизни, научатся работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия.

      В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.
        Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам  в определенной области учебных дисциплин.

        Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся, а именно применять их при написании проектно-исследовательских работ, а также во внеурочной деятельности учащихся.
Наиболее часто используемым элементам   ИКТ в учебном процессе относятся:

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности.

Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:
1. для поиска литературы
а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;
б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);
2. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);
4. для хранения и накопления информации (CD-DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);
5. для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);
6. для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);
7. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio, 3Д-компас и др.;
8. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).
     Также информационные технологии могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.
Роль Интернета в технологии проектно-исследовательского метода образования.

Посетители Интернета могут:

- получать консультации по любым вопросам, связанным с телекоммуникационными сетями, получать начальные знания по поиску информации в сетях Интернет и уметь их систематизировать;

- посетители Интернета могут находить единомышленников для участия в совместных телекоммуникационных проектах и выполнять исследовательскую, творческую и проектную деятельность;

- посетители Интернета могут принимать участие в различных дистанционных олимпиадах, конференциях и другим образовательных и научных форумах

   Проектно-исследовательская деятельность учащихся с применением современных компьютерных технологий прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

   Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся становится  все более актуальной в современной педагогике.

    И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта ребенок учится работать как самостоятельно, так и в коллективе, при этом лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а также развиваются их творческие способности.

Глава 2. "Использование ИКТ для организации внеурочной деятельности учащихся в современной  школе"

ФГОС ставит задачу использовать в работе  школы материально-техническое и информационное оснащение в образовательном процессе. Но в современном мире востребованными становятся информационные и коммуникационные технологии, которые могут быть использованы как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, с целью развития и поддержки творческого потенциала школьников. Внеурочная деятельность школьников является органическим продолжением учебного процесса. Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков, так как наклонности детей различны: кто-то поет, кто-то рисует, кто-то играет на музыкальных инструментах, а кто-то хорошо овладевает компьютерными технологиями. Поэтому, цель учителя  - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной.
     Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

  Направления использования ИКТ во внеурочное время

      Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в нескольких направлениях: проведение самоподготовки, тематические классные часы,  исследовательская и проектная деятельность, творческие задания, а также факультативные занятия и кружки, призванные углублять информационные знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах-информатиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.


Проведение самоподготовки. Одним из видов познавательной деятельности  учеников  является самоподготовка, цель которой заключается в привитии учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается большое значение. Для реализации данной цели продумываются виды деятельности во время самоподготовки:  игры с использованием ИКТ ( «Найди лишнее», «Найди ошибку» и др.), а также упражнения «Думай, смекай, решай» и др. Ведь современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
Проведение  тематических классных часов. Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу.   Он формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. Ребята сами ищут нужный материал для классных часов, готовят презентацию на заданные темы.
          При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга внеучебной работы школьников особое внимание уделяется индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников. В состав таких средств ИКТ включаются  задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике.
         На классных  часах можно использовать  интерактивную доску, где включаются: а) развивающие игры тестового характера, где дети учатся работать по тестам. б) разгадывание кроссвордов различной тематики. С помощью программы создания презентаций можно оформить мультимедиа альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.


Работа с родителями. Активными помощниками во внеурочной  работе являются родители. С их помощью проводятся такие работы, как «Моя родословная», где ученики вместе с родителями  при помощи ресурсов Интернета: ищут значение имени, фамилии; оформляют герб семьи, родословное древо; представляют родословную в виде презентации. Итогом работы является сам праздник, на котором активное участие принимают как дети, так и их родители.


Исследовательские проекты для участия в творческих конкурсах, на занятиях кружков. Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.
Положительные стороны использования ИКТ в  процессе обучения и воспитания  во внеурочное время.

  • большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
  • учащимся проще выступать перед аудиторией, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления;
  •  учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию;
  • Использование ИКТ во внеурочное время  позволило   вывести  современного  ученика  на качественно новый уровень знаний.
  •   Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.
  • наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

     Как известно, у детей  преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса.

     Использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а, главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой.    При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.

      Внеурочная деятельность с использованием  ИКТ обеспечивает широкую  творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный  эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха в современной  школе.

Исследовательский проект с применением ИКТ «Наша топонимическая энциклопедия».

 «Географические названия окружают нас с детства, - пишет известный исследователь – топонимик Э.М.Мурзаев в «Очерках топонимика». – С первых лет нашей жизни они повседневно и постоянно входят в наше сознание, начиная с названия города, села, улицы, где находится родной дом. И, естественно, становится желание осмыслить географические имена, выяснить, как они образуются, развиваются и умирают, каково их внутреннее содержание». Примером  исследовательского проекта с применением ИКТ может служить  проект «Наша топонимическая энциклопедия».  Целью данного проекта является систематизация топонимических объектов родного края.

Задачи:

  • Ознакомится с основами топонимики, классификацией составления топонимических словарей;
  • просмотреть и сопоставить различные источники информации по данному вопросу, распределить собранный материал по блокам для составления словарной статьи.
  • Выбрать наиболее походящую для нас классификацию и на ее основе  составить «Наша топонимическая энциклопедия».

       Перед данной работой стояла цель - дать наиболее полную характеристику как можно большему количеству топонимов и гидронимов нашего района. Характеристика каждого топонима и гидронима представлена структурой словарной статьи, которая состоит из таких блоков, как географическая привязка, нормативный блок, словообразовательный, хронологический и историко-культурный. Представленная работа содержит информацию о селах района , начиная от первого упоминания о селах как населенном месте в исторических документах до нынешних дней. Рассматриваемые названия объектов охарактеризованы по обозначенным принципам: названия-патронимы; названия по признакам местного рельефа и природным особенностям; названия, связанные с историческими событиями; вторичные названия (объект - носитель названия не первичен); иноязычные названия; названия, произошедшие от названия животных и птиц; названия, данные по роду занятий местных жителей. Всего было собрано 15 топонима и 3 гидронима. Данный историко-топонимический словарь будет представлять собой своеобразный вклад в развитие ономастики. Но он еще далек от настоящего полного топонимического словаря   района, а это значит, что работу следует продолжать.

Топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

В терминологии русской ономастики в 1960-х годах было также слово топономастика как обозначение науки о топонимах, очевидно, под влиянием его употребления в иностранных языках (англ. toponomastics, фр. toponomastique). Впрочем, этот термин просуществовал недолго, попав в разряд нерекомендуемых уже в конце 1960-х годов. Тогда же слова топонимика и топони́мия получили чёткий статус узловых терминов науки о географических названиях[1]топонимика — обозначение самой науки, а топонимия — обозначение некой совокупности географических названий, например, какой-либо территории.

Основное значение и главное назначение географического названия — фиксация места на поверхности Земли.

Согласно международным нормам ЮНЕСКО (подписанным и Россией) недопустимо искажение и переименование исторических топонимов.

Для реализации данного проекта мы начали собирать материалы по нашему краю. Некоторые объекты нашего микрорайона отражены в книге А. Сункишева Апастовская историко-краеведческая энциклопедия. 1 том. «Памятники археологии, истории, культуры, природы, водные и другие объекты»,  Казань – 2013. Но не все топонимы включены в эту книгу. Подумав с ребятами,  мы пришли к выводу создать свою топонимическую энциклопедию. Результатом нашей работы будет сайт, где будут отражены наши исследования. В начале проекта мы сплотили команду из 14 учеников, которые любят свой родной край. Они, вооружившись фотоаппаратами сфотографировали наши объекты. Начали поиск по происхождению названия этих топонимов, нашли стихи и песни, посвященные этим объектам.

Начало проекта 2015 учебный год. Окончание проекта 2017 год.

Заключение

Таким образом, в условиях модернизации образования, требующего компетентностный подход, создание ученических проектов с использованием современных ИКТ становится одной из важнейших методических форм в деятельности педагога, объединяющей всех участников образовательного сообщества.

Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

  Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию компетенций гражданина XXI века: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской  деятельности, способные организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.

     Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта. Любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

9.  Список использованных документов и источников информации

1.  М.К. Господникова,  Н.Б.Полянина Проектная деятельность учащихся, Волгоград, издательство «Учитель», 2009

2.  Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк Исследовательская деятельность учащихся, Волгоград, издательство «Учитель», 2010

3.  Н.Б. Крылова.  Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования// Педагогика. 1997. № 6. С. 26-31
4.  Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова.  Метод проектов в продуктивном обучении// Педагогика. 1997. № 6. С. 26-31
5.  О.Е. Ломакина.  Проектирование в образовании: необходимость и реальность
6.  В.М Монахов. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6. С. 26-31
7.  В.М Монахов. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
8.  В.В. Николина.  Метод проектов в географическом образовании // География в школе. — № 4. — 2000.

9.  А.И.Савенков.  Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара, издательство «Учебная литература», 2010
10. И.С. Сергеев.  Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: издательство АРКТИ. – 2004.

11. Н.Д.Угринович. Программа по информатике и ИКТ. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

12. Информатика и ИКТ  Учебник. 10 класс. /Под редакцией Н.Д.Угриновича. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

13. Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Н.Д.Угринович.

14. И.Бородаева. Компьютерная графика и анимация. Векторная графика: Corel Draw. Пособие для учащихся. Ростов-на-Дону. 2009 г

15. И.Бородаева. Компьютерная графика и анимация. Векторная графика: Corel Draw. Пособие для учителя. Ростов-на-Дону. 2009 г

16. Интернет-ресурсы:

 Инновационный университет. – http://www.geogr.msu.ru/innovation.

Национальный атлас России. – www.national-atlas.ru

 

10. Глоссарий

Презентация – ( от лат. Praesentatio) представление чего либо нового.

Microsoft Access – программа  для работы с базами  данных.

Microsoft Word – текстовый редактор. Работа с документами на профессиональном уровне.

Microsoft Excel – программа для работы с электронными таблицами.

Paint –растровый  графический  редактор  рисунков  и  фотографий.

CorelDraw – профессиональная программа  для работы с векторной графикой.

Power Point – программа для создания мультимедийных презентаций.

Ойконимы — названия населённых мест (от др.-греч. οἶκος — жилище, обиталище).

Астионимы — названия городов (от др.-греч. ἄστυ — город).

Гидронимы — названия рек (от др.-греч. ὕδωρ — вода).

Дримонимы — названия лесов (от др.-греч. δρῦς — дерево).

Оронимы — названия гор (от др.-греч. ὄρος — гора).

Урбанонимы — названия внутригородских объектов (от лат. urbanus — городской).

Годонимы — названия улиц (от др.-греч. ὁδός — путь, дорога, улица, русло).

Агоронимы — названия площадей (от др.-греч. ἀγορά — площадь).

Дромонимы — названия путей сообщения (от др.-греч. δρόμος — бег. движение, путь).

Макротопонимы — названия больших незаселённых объектов (от др.-греч. μακρός — большой).

Микротопонимы — названия небольших незаселённых объектов (от др.-греч. μικρός — малый).

Антропотопонимы — названия географических объектов, произведённых от личного имени (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек)

 

              

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

Опубликовано: 11.11.2015