Методы обучения сельскохозяйственному труду
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Ефремова Наталья Александровна
Организация: ГБОУ МКШИ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Населенный пункт: Республика Башкортостан, с.Михайловка
Существуют разнообразные методы трудового обучения, которые используются как на уроках, так и во внеурочное время. На каждом занятии
Используют несколько методов обучения. Их выбор зависит от задач, содержание занятий и условий обучения. Но решение поставленных задач достигается в результате использования всей совокупности методов и методических приёмов в различных сочетаниях.
Методы и приёмы применяемые на уроках должны быть направлены на развитие самоконтроля;
- совершенствование ориентировочных и планирующихдействий и умений обучающихся;
- формирование приёмов труда и профессиональных навыков и умений;
- формирование необходимых в труде качеств личности;
На занятиях по сельскохозяйственному труду сообщение новых сведений проходит путем рассказа. Если учащиеся имеют запас знаний и представлений по изучаемому вопросу, целесообразно провести беседу.
Рассказ – это живое образное изложение учителем учебного материала.
Рассказ ка метод обучения применяют, когда необходимо охарактеризовать биологические особенности выращиваемых растений, описать устройство ручного инвентаря, орудий и машин или какой-либо рабочий процесс на ферме, изложить результаты работы обучающихся или сообщить о достижениях передовиков сельского хозяйства.
В связи с повышенной отвлекаемостью, умственно отсталых обучающихся, необходимо поддерживать их интерес и внимание к рассказу учителя, используя при этом различные приёмы.
При подготовке к занятию, на котором будет использоваться рассказ, учитель определяет тему и содержание, анализирует словарный запас и выделяет новые слова для проведения словарной работы, проверяет продолжительность рассказа, работает над тем, как заинтересовать обучающихся и активизировать их внимание, подбирает наглядные пособия.
Объяснение – это особый метод изложения учителем учебного материала.
Объяснение используется при ознакомлении обучающихся с новыми словами (терминами), правилами. Во время практических работ обучающимся объясняют, ка надо держать инструмент или орудие, ка выполнять операцию или совершить действие. Основный требования к объяснению и рассказу: непродолжительность, доступность и ясность изложения, краткость.
Беседа – это особый метод изложения учителем учебного материала.
Обсуждают план будущей или итоги выполненной работы, результаты наблюдений. Беседу можно использовать для закрепления и для активного осмысления обучающимися нового учебного материала. Главное достоинство беседы – активация мыслительной деятельности.
Учащимсяприходится обдумывать вопрос учителя, следить за высказываниями товарищей и готовить свои ответы.
Беседа предоставляет широкие возможности для развития речи обучающихся. Чтобы обучающиеся полюбили беседы и охотно в них участвовали, следует с уважением относиться к каждому их высказыванию, обсуждать удачные и неудачные предложения и суждения, поощрять активность в беседе.
При подготовке к занятиям учитель определяет цель беседы, намечает план её проведения, выделяет основные процессы для обсуждения.
Наблюдение – это более или менее длительное восприятие предмета явления или процесса, которое даёт возможность заметить его отличительные черты или происходящие в нём изменения. Наблюдение является методом самостоятельного изучения обучающимися явления природы, трудовых процессов, жизни растений и животных, осуществляемого под руководством учителя. Ученики на урокахучатся наблюдать за состоянием погоды, растений в парниках, за процессом развития выращиваемых растений. Делают дневниковые записи с зарисовками. В дневниках отмечают дату посева, дату появления всходов, время выполнения основных трудовых операций по уходу за растениями и дату уборки урожая. Процесс восприятия у учащихся специальных школ протекает медленно, анализ воспринимаемых объектов неполон,связи – устанавливаемые между наблюдаемыми объектами упрощены, нередко учащиеся констатируют только наличие объектов. Поэтому возникает необходимость учить – наблюдать.
По программе в каждом классе планируется экскурсии. Это один из методов ознакомления умственно отсталых школьников с сельскохозяйственными
производственными объектами и трудовыми процессами. Экскурсии различают общеознакомительные и тематические.Общеознакомительные это экскурсии на животноводческую и свиноводческую ферму, на молочный завод. К тематическим относятся экскурсии для изучения конкретных, узких вопросов программных тем.
Инструктаж – это комплексный метод обучения сельскохозяйственному труду включает устные указания учителя, наглядный показ приёмов работы и их объяснения. Упражнения – это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых действий, в результате которого учащиеся постепенно овладевают соответствующими трудовыми навыками. Различают упражнения по выполнению трудовых приёмов, трудовых операций и комплексных практических работ.
Описанные методы и приемы приемлемы для обучения сельскохозяйственному труду умственно отсталых учащихся и направлены на развитие логического мышления, внимания, восприятия памяти, речи. Учащиеся учатся наблюдать, контролировать свои слова и действия, овладевают трудовыми навыками. Эти методы и приёмы также направлены на формировании самостоятельности, следовательно, на социально – трудовую адаптацию обучающихся специальных школ VIII вида.