Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Никитина Любовь Петровна

Организация: МБУ детский сад №43 «Гнездышко»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Актуальность: Искусство оригами является не только увлекательным искусством и способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики рук. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Оригами способствуют концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, память.

Объект проектирования: Процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проектирования: Условия развития мелкой моторики пальцев рук детей 5-6 лет посредством техники «Оригами».

Понятийный аппарат.

Конструктивная деятельность - Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под детским конструированием понимается практическая деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

 
Оригами-  это японское искусство складывания бумаги, образовано от японского oru (складывать) и kami (бумага).     

Анализ ресурсов:

Материально-технические ресурсы: хорошо освещенное помещение, стол с ровной и чистой поверхностью. Бумага цветная, бумага плотная, карандаши, фломастеры, клей. Цветной скотч, фигурный дырокол.

Научно-методические ресурсы широко представлено в списке литературе. см. список литературы.

Цель: Создание условий развития мелкой моторики пальцев рук детей 5-6 лет посредством техники «Оригами».

Задачи: 1. Проанализировать методическую литературу и методический опыт  по развитию мелкой моторики рук посредством техники «Оригами».

2. Отобрать и разработать комплекс занятий с детьми в технике «Оригами» и  апробировать его в практической педагогической деятельности.

3.  Проанализировать результаты реализации мероприятий по овладению детьми техникой «Оригами» и определить его эффективность.

Целевая аудитория: дети старшей «в» группы МБУ детский сад №43 «Гнездышко» г.о. Тольятти.

Сроки реализации проекта : апрель 2015-май 2016г.

Этапы реализации:

1 этап. Подготовительный.

Содержание работы

 Срок исполнения.

1. Анализ методической литературы по развитию мелкой моторики у детей 5-6 года жизни.

2. Анализ методического опыта по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

3. Отбор дидактических игр и систематизация их в соответствии с  темой «Оригами».

4. Отбор пальчиковых игр и систематизация их в соответствии с  темой «Оригами».

5. Подбор загадок, стихов и систематизация их в соответствии с  темой «Оригами».

6. Подбор физ минуток и систематизация их в соответствии с  темой «Оригами».

отбор диагностического инструментария уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Апрель-август 2015г.

 

2 этап.  Практический.

Организованная деятельность.

 проводится 3 раза в месяц по 30 минут (три недели подряд) подгруппой 5-6 детей.

Совместная деятельность с детьми. (утро. Прогулка, вечер.)

Проводится всей группой детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Группа формируется по желанию детей.

Срок испол

нения.

диагностика.

Рассказ о «оригами».

1.Экспериментирование свойств бумаги. 2.Дидактические игры по ориентированию на плоскости листа: «Зоопарк», «Куда плывет рыбка».

 

Создать условия для игр с готовыми поделками

Сентябрь

2015г.

1.«Осенний лес» (изготовление деревьев).

2.«Грибы в лесу» (изготовление грибов).

3.«Стаканчик» (Составление коллективной работы).

4.Выставка готовых игрушек.

1.Дидактические игры по ориентированию на плоскости листа: «Улица города», «Плиточник» (по образцу).

2.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о грибах и деревьях.

3.Разучивание физминуток : «Листья», «Вот большой стеклянный чайник».

4.Выполнение фигурки из пальцев «Дерево».

5.Пальчиковая гимнастика : «Осенние листья», «Осень». 6.Рисование по клеткам: «Деревья».

7.Обвод картинок через кальку.

8.Выкладывание фигурок из палочек: «Грибок», «Стаканчик».

Использование стаканчиков-кулечков в с/ролевой игре «магазин».

Октябрь 2015г.

Серия занятий«Веселые мордашки»:

1. «Собачка»

2.»Котик»

3.»Бычок».

1.Дидактические игры по ориентированию на квадрате из 9 клеток по образцу: «Калейдоскоп», «Муха».

2.Игры на развитие слухового внимания «Мышки и кот», «Эхо».

3.Вечер досуга «Веселые диалоги».

4.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о собачке, кошечке, бычке. 5.Разучивание физминуток : «Два щенка».

6. Выполнение движения с речью «Кошечка».

7.Выполнение фигурки из пальцев «Собачка», «Кошка», «Пять телят».

8.Рисование по клеткам:«Собачка», «Кошка», «бычок».

9.Обвод картинок через кальку.

10.Выкладывание фигурок из палочек: «Собачка», «Кошка», «бычок».

Создать условия для самостоятельного изготовления игрушек с использованием конструктивных карт.

Диалоги зверей с использованием изготовленных игрушек.

Ноябрь 2015г.

1. «Рыбка».

2. «Елочка».

3. «Снежинка».

Оформление работы: «Аквариум с рыбками».

1.Изготовление подарков для родителей к новому году.

2.Украшение группы к празднику.

3.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о рыбке, елочке, снежинке.

3.Разучивание физминуток : «Снежок», «Снежная баба».

4.Выполнение фигурки из пальцев «Дерево».

5.Пальчиковая гимнастика : «Рыбка», «Елочка».

 6.Рисование по клеткам: «Рыбка»,«Снежинка», «Елочка».

7.Обвод картинок через кальку.

8.Выкладывание фигурок из палочек:«Рыбка»,«Снежинка», «Елочка».

Создать условия для самостоятельного изготовления поделок с опорой на конструктивные карты.

Прямые лабиринты.

Декабрь 2015г.

1. «Ветка рябины».

2. «Листья рябины».

3. «Синица».

4 Составление коллективной работы «Птичья столовая»

.5. Использование синичек , как счетный материал по математики.

1. Совместное изготовление коробочек кормушек для птиц, как выносного материала на прогулку.

2..Дидактические игры по ориентированию на квадрате из 9 клеток по образцу: «Калейдоскоп» (с усложнением).

3.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о рябине, синичке.

4.Разучивание физминутки : «Птички».

5.Выполнение фигурки из пальцев «Дерево».

6.Пальчиковая гимнастика : «Рябина», «Птичка».

 7.Рисование по клеткам: «Рябины»,«Птички», .

8.Обвод картинок через кальку.

Создать условия для игры-драматизации «Синичка».

Январь 2016г.

1. «Курочка».

2. «Сказочная птица».

3. «Звезда».

4. Составление коллективной работы «Птичий двор».

5 выставка работ «Жар -птица».

1. Постановка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

2 Изготовление поздравительных открыток к 23 февраля.

3.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о петушке и птичке.

4.Выполнение фигурки из пальцев «Петушок», «Птенчики в гнезде»..

5.Выполнение движения с речью «Петушок», «Птичка».

 6.Рисование по клеткам: .«Петушок», «Птичка».

7.Обвод картинок через кальку.

8.Выкладывание фигурки птички из палочек.

Создать условия для игры- драматизации «Птичий двор».

Февраль 2016г.

1. «Тюльпан».

2. «Бабочка».

3. «Парусник ».

4. Оформление поделок в коллективные работы: «Весенний парк», «Цветочная поляна».

1. Оформление группы к празднику 8 марта.

2.Дидактические игры по ориентированию на плоскости листа: «Плиточник» (под диктовку).

3. Обыгрывание поделки «Парусник» и вынос ее на прогулку.

4.Чтение стихотворения А.Барто «Цветок».

5.Загадывание загадок о паруснике.

6..Разучивание физминутки : «Цветок».

7.Выполнение фигурки из пальцев «Лодка».

6.Пальчиковая гимнастика : «Нежные цветки», «Лодочка».

 7.Рисование по клеткам: «Цветок»,«Парусник», .

8.Обвод картинок через кальку.

Создать условия для творческой деятельности: изготовление любой понравившейся поделки , используя конструктивную карту.

Март 2016г.

1. «Ракета».

2. «Солнышко» (складывание лучиков).

3. «Подснежник».

Оформление коллективной работы «Космос».

1.Совместное изготовление вертушек, как выносного материала на прогулку, для определения детьми направления и силы ветра.

2.Загадыва­ние загадок о ракете. Разучива­ние

считалки про ракету. 3.Чтение стихотворения

«Пилот в космичес­кой ракете».

4.Игра с

каучуковыми мячиками с речевым

сопровождением. 3.Выкладывание ракеты из палочек.

4.Рисование ракеты по клеткам.

5. Обвод картинок через кальку.

6.Разучивание подвижной игры «Ракета».

Создание условий для с/ролевой игры «Космос», с использованием поделок.

Апрель 2016г.

1. «Вечный огонь».

2 « Пилотка».

 

Оформление группы к празднику «День победы» (использование тюльпанов , как элементов оформления).

2.Дидактические игры по ориентированию на плоскости листа: «Калейдоскоп» (под диктовку).

3. Обыгрывание поделки «Пилотка» .

4.Чтение стихотворения и рассказов о дне победы.

6..Разучивание физминутки : «Звезда».

7.Выполнение фигурки из пальцев «Звезда».

 

 7.Рисование по клеткам: «Цветок»,«Парусник», .

8.Обвод картинок через кальку.

1.Самостоятельное

изготовление поделок

по конструктивным

картам (из

картотеки)

 

2.Применение детьми поделок в

сюжетно-ролевых

играх «Почта»

(конвертик),

«Магазин»

(кулечек,

стаканчик)и

«Семья»

(элементы

оформления

игрового уголка

цветами).

1,2 неделя мая 2016г.

Работа с родителями

1. Консультация:«Значение «Оригами» в развитие ребенка».

Сентябрь 2015г.

 

Консультация : «Как пользоваться конструктивной картой при изготовлении игрушек «Оригами».

Октябрь 2015г.

Консультация:«Как изготовить елочные украшения в технике «Оригами».

Рекомендовать совместно с детьми сделать новогоднее украшение.

Декабрь 2015г.

Открытое занятие по сказке «Колобок».Показать родителям умение детей пользоваться конструктивной картой и использование игрушек в театрализованной деятельности.

Январь 2016г.

Предложить совместно с детьми придумать сюжет по любой из сказок , где герои курочка или петушок оформить и принести работу.

Февраль 2016г.

Консультация : «Изготовление персонажей к настольному театру в технике «Оригами» по сказке «Теремок». Поместить в родительский уголок образци персонажей и конструктивные карты по их изготовлению.

Апрель 2016г.

Анкетирование родителей « значимость «Оригами» в семье».

Май 2016г.

3 этап Заключительный.

Содержание работы

Срок исполнения.

1.Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. ( конец года).

2.Сравнительный анализ результатов обследования мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

3,4 неделя мая 2016г.

 

Ожидаемые результаты: В результате реализации проекта дети:

1. Увеличится уровень развития мелкой моторики рук и разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

2. Познакомятся с искусством оригами; будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами; научатся различным приемам работы с бумагой; будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

3. Овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки  работы в коллективе.

Критерии оценки результатов реализации проекта.

Высокий - ребенок справляется с заданием самостоятельно.

Средний -  ребенок справляется с заданием с частичной помощью взрослого.

Низкий -  ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого.

В результате реализации проекта предполагается , что высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук увеличится на 50 %; средний на 30%, а низкий уровень уменьшиться на60 %.

Способы предоставления ресурсов.

1. Консультации и рекомендации для родителей по формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработка системы мероприятий по развитию мелкой моторики рук посредством техники «Оригами» у детей старшего дошкольного возраста.

3. Картотека конструктивных карт по выполнению поделок в технике «Оригами».

4. Выставки детских работ (по мере изготовления).

Ресурсное обеспечение не требует финансовых ресурсов.

Опубликовано: 07.11.2015