Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Никитина Любовь Петровна
Организация: МБУ детский сад №43 «Гнездышко»
Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти
Актуальность: Искусство оригами является не только увлекательным искусством и способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики рук. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Оригами способствуют концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, память.
Объект проектирования: Процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проектирования: Условия развития мелкой моторики пальцев рук детей 5-6 лет посредством техники «Оригами».
Понятийный аппарат.
Конструктивная деятельность - Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под детским конструированием понимается практическая деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Оригами- это японское искусство складывания бумаги, образовано от японского oru (складывать) и kami (бумага).
Анализ ресурсов:
Материально-технические ресурсы: хорошо освещенное помещение, стол с ровной и чистой поверхностью. Бумага цветная, бумага плотная, карандаши, фломастеры, клей. Цветной скотч, фигурный дырокол.
Научно-методические ресурсы широко представлено в списке литературе. см. список литературы.
Цель: Создание условий развития мелкой моторики пальцев рук детей 5-6 лет посредством техники «Оригами».
Задачи: 1. Проанализировать методическую литературу и методический опыт по развитию мелкой моторики рук посредством техники «Оригами».
2. Отобрать и разработать комплекс занятий с детьми в технике «Оригами» и апробировать его в практической педагогической деятельности.
3. Проанализировать результаты реализации мероприятий по овладению детьми техникой «Оригами» и определить его эффективность.
Целевая аудитория: дети старшей «в» группы МБУ детский сад №43 «Гнездышко» г.о. Тольятти.
Сроки реализации проекта : апрель 2015-май 2016г.
Этапы реализации:
1 этап. Подготовительный.
Содержание работы |
Срок исполнения. |
1. Анализ методической литературы по развитию мелкой моторики у детей 5-6 года жизни. 2. Анализ методического опыта по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. 3. Отбор дидактических игр и систематизация их в соответствии с темой «Оригами». 4. Отбор пальчиковых игр и систематизация их в соответствии с темой «Оригами». 5. Подбор загадок, стихов и систематизация их в соответствии с темой «Оригами». 6. Подбор физ минуток и систематизация их в соответствии с темой «Оригами». отбор диагностического инструментария уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. |
Апрель-август 2015г. |
2 этап. Практический.
Организованная деятельность. проводится 3 раза в месяц по 30 минут (три недели подряд) подгруппой 5-6 детей. |
Совместная деятельность с детьми. (утро. Прогулка, вечер.) Проводится всей группой детей. |
Самостоятельная деятельность детей. Группа формируется по желанию детей. |
Срок испол нения. |
|
диагностика. Рассказ о «оригами». |
1.Экспериментирование свойств бумаги. 2.Дидактические игры по ориентированию на плоскости листа: «Зоопарк», «Куда плывет рыбка».
|
Создать условия для игр с готовыми поделками |
Сентябрь 2015г. |
|
1.«Осенний лес» (изготовление деревьев). 2.«Грибы в лесу» (изготовление грибов). 3.«Стаканчик» (Составление коллективной работы). 4.Выставка готовых игрушек. |
1.Дидактические игры по ориентированию на плоскости листа: «Улица города», «Плиточник» (по образцу). 2.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о грибах и деревьях. 3.Разучивание физминуток : «Листья», «Вот большой стеклянный чайник». 4.Выполнение фигурки из пальцев «Дерево». 5.Пальчиковая гимнастика : «Осенние листья», «Осень». 6.Рисование по клеткам: «Деревья». 7.Обвод картинок через кальку. 8.Выкладывание фигурок из палочек: «Грибок», «Стаканчик». |
Использование стаканчиков-кулечков в с/ролевой игре «магазин». |
Октябрь 2015г. |
|
Серия занятий«Веселые мордашки»: 1. «Собачка» 2.»Котик» 3.»Бычок». |
1.Дидактические игры по ориентированию на квадрате из 9 клеток по образцу: «Калейдоскоп», «Муха». 2.Игры на развитие слухового внимания «Мышки и кот», «Эхо». 3.Вечер досуга «Веселые диалоги». 4.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о собачке, кошечке, бычке. 5.Разучивание физминуток : «Два щенка». 6. Выполнение движения с речью «Кошечка». 7.Выполнение фигурки из пальцев «Собачка», «Кошка», «Пять телят». 8.Рисование по клеткам:«Собачка», «Кошка», «бычок». 9.Обвод картинок через кальку. 10.Выкладывание фигурок из палочек: «Собачка», «Кошка», «бычок». |
Создать условия для самостоятельного изготовления игрушек с использованием конструктивных карт. Диалоги зверей с использованием изготовленных игрушек. |
Ноябрь 2015г. |
|
1. «Рыбка». 2. «Елочка». 3. «Снежинка». Оформление работы: «Аквариум с рыбками». |
1.Изготовление подарков для родителей к новому году. 2.Украшение группы к празднику. 3.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о рыбке, елочке, снежинке. 3.Разучивание физминуток : «Снежок», «Снежная баба». 4.Выполнение фигурки из пальцев «Дерево». 5.Пальчиковая гимнастика : «Рыбка», «Елочка». 6.Рисование по клеткам: «Рыбка»,«Снежинка», «Елочка». 7.Обвод картинок через кальку. 8.Выкладывание фигурок из палочек:«Рыбка»,«Снежинка», «Елочка». |
Создать условия для самостоятельного изготовления поделок с опорой на конструктивные карты. Прямые лабиринты. |
Декабрь 2015г. |
|
1. «Ветка рябины». 2. «Листья рябины». 3. «Синица». 4 Составление коллективной работы «Птичья столовая» .5. Использование синичек , как счетный материал по математики. |
1. Совместное изготовление коробочек кормушек для птиц, как выносного материала на прогулку. 2..Дидактические игры по ориентированию на квадрате из 9 клеток по образцу: «Калейдоскоп» (с усложнением). 3.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о рябине, синичке. 4.Разучивание физминутки : «Птички». 5.Выполнение фигурки из пальцев «Дерево». 6.Пальчиковая гимнастика : «Рябина», «Птичка». 7.Рисование по клеткам: «Рябины»,«Птички», . 8.Обвод картинок через кальку. |
Создать условия для игры-драматизации «Синичка». |
Январь 2016г. |
|
1. «Курочка». 2. «Сказочная птица». 3. «Звезда». 4. Составление коллективной работы «Птичий двор». 5 выставка работ «Жар -птица». |
1. Постановка сказки «Петушок и бобовое зернышко». 2 Изготовление поздравительных открыток к 23 февраля. 3.Загадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о петушке и птичке. 4.Выполнение фигурки из пальцев «Петушок», «Птенчики в гнезде».. 5.Выполнение движения с речью «Петушок», «Птичка». 6.Рисование по клеткам: .«Петушок», «Птичка». 7.Обвод картинок через кальку. 8.Выкладывание фигурки птички из палочек. |
Создать условия для игры- драматизации «Птичий двор». |
Февраль 2016г. |
|
1. «Тюльпан». 2. «Бабочка». 3. «Парусник ». 4. Оформление поделок в коллективные работы: «Весенний парк», «Цветочная поляна». |
1. Оформление группы к празднику 8 марта. 2.Дидактические игры по ориентированию на плоскости листа: «Плиточник» (под диктовку). 3. Обыгрывание поделки «Парусник» и вынос ее на прогулку. 4.Чтение стихотворения А.Барто «Цветок». 5.Загадывание загадок о паруснике. 6..Разучивание физминутки : «Цветок». 7.Выполнение фигурки из пальцев «Лодка». 6.Пальчиковая гимнастика : «Нежные цветки», «Лодочка». 7.Рисование по клеткам: «Цветок»,«Парусник», . 8.Обвод картинок через кальку. |
Создать условия для творческой деятельности: изготовление любой понравившейся поделки , используя конструктивную карту. |
Март 2016г. |
|
1. «Ракета». 2. «Солнышко» (складывание лучиков). 3. «Подснежник». Оформление коллективной работы «Космос». |
1.Совместное изготовление вертушек, как выносного материала на прогулку, для определения детьми направления и силы ветра. 2.Загадывание загадок о ракете. Разучивание считалки про ракету. 3.Чтение стихотворения «Пилот в космической ракете». 4.Игра с каучуковыми мячиками с речевым сопровождением. 3.Выкладывание ракеты из палочек. 4.Рисование ракеты по клеткам. 5. Обвод картинок через кальку. 6.Разучивание подвижной игры «Ракета». |
Создание условий для с/ролевой игры «Космос», с использованием поделок. |
Апрель 2016г. |
|
1. «Вечный огонь». 2 « Пилотка».
|
Оформление группы к празднику «День победы» (использование тюльпанов , как элементов оформления). 2.Дидактические игры по ориентированию на плоскости листа: «Калейдоскоп» (под диктовку). 3. Обыгрывание поделки «Пилотка» . 4.Чтение стихотворения и рассказов о дне победы. 6..Разучивание физминутки : «Звезда». 7.Выполнение фигурки из пальцев «Звезда».
7.Рисование по клеткам: «Цветок»,«Парусник», . 8.Обвод картинок через кальку. |
1.Самостоятельное изготовление поделок по конструктивным картам (из картотеки)
2.Применение детьми поделок в сюжетно-ролевых играх «Почта» (конвертик), «Магазин» (кулечек, стаканчик)и «Семья» (элементы оформления игрового уголка цветами). |
1,2 неделя мая 2016г. |
|
Работа с родителями |
||||
1. Консультация:«Значение «Оригами» в развитие ребенка». |
Сентябрь 2015г.
|
|||
Консультация : «Как пользоваться конструктивной картой при изготовлении игрушек «Оригами». |
Октябрь 2015г. |
|||
Консультация:«Как изготовить елочные украшения в технике «Оригами». Рекомендовать совместно с детьми сделать новогоднее украшение. |
Декабрь 2015г. |
|||
Открытое занятие по сказке «Колобок».Показать родителям умение детей пользоваться конструктивной картой и использование игрушек в театрализованной деятельности. |
Январь 2016г. |
|||
Предложить совместно с детьми придумать сюжет по любой из сказок , где герои курочка или петушок оформить и принести работу. |
Февраль 2016г. |
|||
Консультация : «Изготовление персонажей к настольному театру в технике «Оригами» по сказке «Теремок». Поместить в родительский уголок образци персонажей и конструктивные карты по их изготовлению. |
Апрель 2016г. |
|||
Анкетирование родителей « значимость «Оригами» в семье». |
Май 2016г. |
3 этап Заключительный.
Содержание работы |
Срок исполнения. |
1.Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. ( конец года). 2.Сравнительный анализ результатов обследования мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста |
3,4 неделя мая 2016г. |
Ожидаемые результаты: В результате реализации проекта дети:
1. Увеличится уровень развития мелкой моторики рук и разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
2. Познакомятся с искусством оригами; будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами; научатся различным приемам работы с бумагой; будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
3. Овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Критерии оценки результатов реализации проекта.
Высокий - ребенок справляется с заданием самостоятельно.
Средний - ребенок справляется с заданием с частичной помощью взрослого.
Низкий - ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого.
В результате реализации проекта предполагается , что высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук увеличится на 50 %; средний на 30%, а низкий уровень уменьшиться на60 %.
Способы предоставления ресурсов.
1. Консультации и рекомендации для родителей по формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработка системы мероприятий по развитию мелкой моторики рук посредством техники «Оригами» у детей старшего дошкольного возраста.
3. Картотека конструктивных карт по выполнению поделок в технике «Оригами».
4. Выставки детских работ (по мере изготовления).
Ресурсное обеспечение не требует финансовых ресурсов.