Методика проведения уроков внеклассного чтения с национально-региональной направленностью (из опыта работы)

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Аверина Светлана Николаевна

Организация: ГБПОУ Архангельской области «АИПК»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Методисты наряду с психологами отмечают у детей 7-8 классов следующую черту: лёгкость и быстрота усвоения литературной техники. Но жизненный опыт, внутренний мир детей 7-8 классов не приспособлен в полной мере усваивать  поэзию. Поэтому мы предприняли попытку увлечь подростков таким родом литературы как лирика.

На базе Карпогорской школы в 8 «а» классе была проведёна литературная гостиная, куда был приглашен «живой» поэт – Евгений Александрович Росляков. Он является местным жителем нашего села, им выпущены три стихотворных сборника собственного сочинения: «Горит костёр рябиновый», «Ромашковое поле», «В созвездии ОВНА».

Огромный интерес вызвал у детей «человек суровой профессии», подполковник милиции, Евгений Росляков, который в начале занятия  кратко и интересно поведал о своём жизненном и творческом пути, а именно о том, как появилась его первая книга. Затем Евгений Александрович предложил ребятам задать ему вопросы, касающиеся его творческого потенциала. Учащихся интересовали многие аспекты жизни поэта. Перечислим некоторые вопросы, на которые отвечал Росляков:          

*Ваш любимый поэт? (Есенин);

*Кто вдохновляет Вас на написание стихов? (любимая женщина, жена Татьяна);

*В каком возрасте Вы начали писать? (когда влюбился, примерно в вашем возрасте);

*Каким должен быть поэт, чтобы его полюбили? (искренним, с оптимистичным взглядом на жизнь);

*Зачем нужны стихи? (Чтобы делать нашу жизнь прекраснее).

* А легко писать стихи?

Последний вопрос явился своего рода переходом ко второму этапу нашего занятия, которое было обозначено как «Проба пера». Из названия становится понятно, что задания касались стихосложения. Здесь был проведён такой вид работы:

  1. давалось слово (в нашем случае – это слово ромашка, т.к. один из сборников  Е. Рослякова называется «Ромашковое поле»);
  2. предлагалось подобрать к нему ассоциации (привожу некоторые слова, предложенные детьми: букет, бархат, солнце, луг, лето, мама, корова, простота, пятна, сено, рога);
  3. выбирались 2-3 слова, наиболее яркие, удачные, понравившиеся,  необычные ( выбранные слова - бархат, мама, корова)
  4. далее добавлялись эпитеты к отобранным словам: бархат – сочный, красивый; мама – ласковая, тёплая, добрая, незаменимая; корова – задумчивая, умная, голосистая и другие;
  5. составлялись предложения
  6. потом предложения переделывались в стихотворные строки, подбирались рифмы (Помещаем наиболее удачное стихотворение, составленное группой детей:

Голосистая корова/В сочном бархате лугов-/Символ крепкого здоровья/И наличия зубов)

В ходе этого задания решалось несколько задач: обогащался словарный лексикон учащихся, развивалось воображение, речь, юмор детей, закреплялись знания синтаксиса.

На третьем этапе литературной гостиной поэт продемонстрировал ученикам умение выразительно читать стихотворения. «Поэтом можешь ты не быть, но хорошо читать обязан» - эти строки произнёс Евгений Росляков перед прочтением своих произведений. Дети внимательно вслушивались в строки поэта, проникнутые добротой, любовью, нравственностью, патриотизмом и ненавистью к войне. Зачитывались отрывки из раздела «Чеченские будни», в  которых высказывалось мнение автора по поводу причины военных действий в Чечне:

                        Колет всех нефтяная игла,

                        Сумасшедшую силу взяла.

                        И сливая свою черноту,

                        Порождает у всех слепоту.

 

                        Всем нужна её черная кровь,

                        Канонада гремит вновь и вновь.

                        Все умы поразила игла –

                        Не потому ли идёт там война?

                                                    («Чечня.Игла»)

На этапе проверки домашнего задания отличились все учащиеся. Наверное, большую роль сыграло в этом задание творческого характера, которое объяснялось детям заранее. Учитель предупреждал детей, что в скором времени к ним на урок придёт «живой» поэт, очень талантливый и интересный. Встретить такого человека нужно достойно: подготовить ему какой-нибудь сюрприз. Учителем предлагалось несколько творческих заданий, выслушивались мнения детей. В конечном счёте остановились на том, чтобы сделать гостю коллаж (идея Мельникова Сергея) с использованием его стихотворений.

Данный вид работы вдохновил учеников на прочтение произведений поэта, помог выявить им основные тематические мотивы лирики Е. Рослякова (тема любви к женщине, тема Родины, тема войны и другие). Важным моментом было то, что детям не навязывалось задание, а предлагалось выбрать что-то по душе из данного списка, предложить свои идеи.

Творческое задание данного этапа урока порадовало не только учителя, школьников, но и самого поэта. Дети рассказывали и цитировали те стихотворения, которые им понравились больше всего, а также поясняли, почему к определённой строчке произведения подобрана именно такая иллюстрация.

Как и в любом другом классе, в 8 «а» оказались дети, которые пишут стихотворения. С их согласия на заключительном этапе урока под названием «Старик Державин нас заметил…» была предоставлена  возможность ученикам продемонстрировать свои литературные способности. Дебютировала одна девочка, Ергина Наташа -  уверенная, целеустремлённая, пользующаяся уважением в классе, творческая личность. И хотя ученица очень волновалась и испытывала, наверное, такие же чувства, как некогда знаменитый поэт перед  другим известным поэтом,  в целом осталась довольна презентацией своих первых начинаний. Когда юная поэтесса читала своё стихотворение «Почему?», меня посетила идея, которую я обязательно реализую в будущем. Для того чтобы лучше её сформулировать, процитирую вначале строки, которые звучали на уроке:

Почему хорошее кончается?

Почему жизнь снова начинается?

Почему я вспоминаю прошлое?

Почему я верю в невозможное?

Почему плохое не забудется?

Почему всё снова образуется?

Почему мне в будущее верится?

Почему вся дружба меркой мерится?

Почему люблю и ненавижу?

Почему во сне тебя я вижу?<…> и так далее

Как мы видим, в стихотворении используется такой синтаксический приём как анафора. Но, когда Наташа создавала своё произведение, она не задумывалась над этим. И вот какая мысль приходит в голову: может, стоит знакомить детей с литературоведческими терминами посредством их же стихотворений? 

Для тех, кто не привык к публичным выступлениям, давалась информация о том, где можно разместить свои творения. В частности коротко рассказывалось о том, что дети могут отправить свои произведения (и не только лирические), например, в литературно-художественный журнал для подростков «Мы».

Подытоживая вышесказанное, хочется сказать, что цель нашей литературной гостиной состояла в том, чтобы доказать детям, что лирика – это красиво, эмоционально и нужна для того, чтобы пытаться перестроить себя, пробовать творить жизнь, творить свою духовность и выражать это словом». Мы убедились, что в классе много учеников, которые могут сочинять. Даже те ученики, которым учёба даётся с большим трудом, делают это с удовольствием. Известно, что дети рождаются с задатками, которые необходимо развивать. Это можно делать с помощью лирики. Мы не анализировали глубинно стихотворения, мы попытались лишь создать на уроке атмосферу, способствующую развитию воображения, творческого мышления и  приобщению к искусству слова.

Опубликовано: 07.11.2015