Внутрикорпоративное обучение педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Полухина Ульяна Геннадьевна

Организация: МБДОУ ДС №53

Населенный пункт: Челябинская область, г. Озерск

Условия введения ФГОС ДО как крупной системной инновации требуют  от педагогов смены профессиональной позиции, перестройки содержания образования, поиска более эффективных путей, форм и методов организации своей профессиональной деятельности.

И поэтому разработка эффективной  модели внутрикорпоративного обучения педагогов стала в нашем учреждении фактором  обеспечения  профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ДО. 

С целью выявления потребности в организации непрерывного дополнительного образования кадров в МБДОУ ДС на основе SWOT-анализа были  выявлены сильные и слабые стороны системы повышения квалификации в МБДОУ ДС №53, проведен анализ уровня квалификации кадров, для чего использовались следующие методики:

  • тестирование; 
  • анкетирование; 
  • диагностика.

В соответствии с проведенным анализом были выделены, риски и пути их преодоления,  категории кадров в педагогическом коллективе,  определены задачи обучения для каждой категории, описана  модель внутрикорпоративного обучения.

Модель представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы повышения квалификации воспитателей ДОУ. К основным компонентам относятся: 

  • организационно-управленческий (взаимодействие методической службы МБДОУ ДС №53 с управлением  образования администрации Озерского городского округа, с городскими  методическими объединениями); 
  • проблемно-целевой (выявление на основе диагностики уровня компетенции педагогов по проблеме введения ФГОС ДО); 
  • содержательно-технологический (проектирование и реализация   плана-программы внутрифирменного обучения);
  • аналитико-рефлексивный (овладение педагогами навыками самодиагностики, направленной на формирование умений самоанализа, самооценки и рефлексии); 
  • результативно-оценочный (оценка хода и результатов внутрикорпоративного обучения). 

Внутрикорпоративное обучение строилось  с учетом: 

  • Внешних ресурсов (очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы; очно-заочные курсы; целевые курсы и семинары; дистанционное повышение квалификации; курсы повышения квалификации по модульным учебным программам).
  • Внутренних ресурсов (план-программа внутрикорпоративного обучения, технологическое сопровождение внутрикорпоративного повышения квалификации, индивидуальные планы развития профессиональной компетентности педагога).

Сложность и многообразие функций и задач внутрифирменного обучения в МБДОУ ДС №53, постоянно обновляющийся характер его содержания  предполагают  и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности традиционных форм и  применение новых форм. Мы выделили две группы организационных форм внутрифирменного обучения - коллективные и индивидуальные. К первым относятся: постоянно действующий семинар-практикум, в рамках которого обсуждались темы «Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС ДО», «Организация образовательного пространства на основе оптимизации традиционной образовательной среды детского сада», «Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»; творческие микрогруппы педагогов по проблемам: «Планирование образовательного процесса в соответствие с ФГОС ДО», «Разработка модели образовательного процесса в соответствие с ФГОС ДО»; «Школа молодого специалиста», «Логопедическая мастерская»; Круглый стол «Создание условий для качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС»; практический семинар «Модель организации образовательного процесса в ОО в соответствие с ФГОС ДО»; и т.д. Ко вторым  относятся:  стажировка, индивидуальные консультации,  работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование, реализация индивидуального образовательного маршрута  педагога.
Проведенный анализ результатов внедрения модели внутрикорпоративного обучения  позволяет сформулировать следующие выводы:

  • Средством развития кадрового потенциала дошкольной образовательной  организации в процессе внутрикорпоративного обучения могут выступить сконструированные нами модель и технология ее внедрения.
  • Модель внутрикорпоративного обучения, позволяет создать в образовательной организации  единое методическое пространство для педагогов на этапе реализации ФГОС ДО. Программа корпоративного обучения строится исходя из проблем конкретного педагога, с опорой на его инициативу. При этом изменяется не столько вид деятельности педагога, сколько способ ее организации.
  • Одним из путей оптимизации развития кадрового потенциала является создание внутри коллектива творческих групп, которые объединяют педагогов на основе близости актуальных профессиональных интересов.
  • В результате внутрикорпоративного обучения произошло увеличение удовлетворенности профессиональной деятельностью, значимое улучшение социально-психологического климата, повышение сплоченности коллектива, положительные изменения в мотивационной сфере, повышение самооценки педагогов дошкольной  организации.

Таким образом,   модель внутрикорпоративного обучения МБДОУ ДС №53 стала важнейшим условием для профессионального  образовании педагогов, позволяет организовать его оптимально для педагогов  в соответствии с их потребностями, эффективно  используя  возможности  образовательной организации.

 

 

Библиографический список

  1. Полухина, У.Г., Копытова, А.В., Организация непрерывного повышения квалификации педагогов дошкольной организации по проблеме введения ФГОС ДО. //Модернизация  системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы XII Межд. научно-практ. конф. В 2 ч. Ч.  2  / Межд. академия наук пед. образования ; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – М. ; Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 328 с.
  2. Ресурсы образования [Электронный ресурс]:  Режим доступа :URL: http://www.resobr.ru/materials/46/39808/ (дата  обращения: 14.10.2015 г.).

 

 

 

 

Опубликовано: 04.11.2015