Внутрикорпоративное обучение педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Полухина Ульяна Геннадьевна
Организация: МБДОУ ДС №53
Населенный пункт: Челябинская область, г. Озерск
Условия введения ФГОС ДО как крупной системной инновации требуют от педагогов смены профессиональной позиции, перестройки содержания образования, поиска более эффективных путей, форм и методов организации своей профессиональной деятельности.
И поэтому разработка эффективной модели внутрикорпоративного обучения педагогов стала в нашем учреждении фактором обеспечения профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ДО.
С целью выявления потребности в организации непрерывного дополнительного образования кадров в МБДОУ ДС на основе SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны системы повышения квалификации в МБДОУ ДС №53, проведен анализ уровня квалификации кадров, для чего использовались следующие методики:
- тестирование;
- анкетирование;
- диагностика.
В соответствии с проведенным анализом были выделены, риски и пути их преодоления, категории кадров в педагогическом коллективе, определены задачи обучения для каждой категории, описана модель внутрикорпоративного обучения.
Модель представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы повышения квалификации воспитателей ДОУ. К основным компонентам относятся:
- организационно-управленческий (взаимодействие методической службы МБДОУ ДС №53 с управлением образования администрации Озерского городского округа, с городскими методическими объединениями);
- проблемно-целевой (выявление на основе диагностики уровня компетенции педагогов по проблеме введения ФГОС ДО);
- содержательно-технологический (проектирование и реализация плана-программы внутрифирменного обучения);
- аналитико-рефлексивный (овладение педагогами навыками самодиагностики, направленной на формирование умений самоанализа, самооценки и рефлексии);
- результативно-оценочный (оценка хода и результатов внутрикорпоративного обучения).
Внутрикорпоративное обучение строилось с учетом:
- Внешних ресурсов (очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы; очно-заочные курсы; целевые курсы и семинары; дистанционное повышение квалификации; курсы повышения квалификации по модульным учебным программам).
- Внутренних ресурсов (план-программа внутрикорпоративного обучения, технологическое сопровождение внутрикорпоративного повышения квалификации, индивидуальные планы развития профессиональной компетентности педагога).
Сложность и многообразие функций и задач внутрифирменного обучения в МБДОУ ДС №53, постоянно обновляющийся характер его содержания предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности традиционных форм и применение новых форм. Мы выделили две группы организационных форм внутрифирменного обучения - коллективные и индивидуальные. К первым относятся: постоянно действующий семинар-практикум, в рамках которого обсуждались темы «Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС ДО», «Организация образовательного пространства на основе оптимизации традиционной образовательной среды детского сада», «Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»; творческие микрогруппы педагогов по проблемам: «Планирование образовательного процесса в соответствие с ФГОС ДО», «Разработка модели образовательного процесса в соответствие с ФГОС ДО»; «Школа молодого специалиста», «Логопедическая мастерская»; Круглый стол «Создание условий для качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС»; практический семинар «Модель организации образовательного процесса в ОО в соответствие с ФГОС ДО»; и т.д. Ко вторым относятся: стажировка, индивидуальные консультации, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование, реализация индивидуального образовательного маршрута педагога.
Проведенный анализ результатов внедрения модели внутрикорпоративного обучения позволяет сформулировать следующие выводы:
- Средством развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в процессе внутрикорпоративного обучения могут выступить сконструированные нами модель и технология ее внедрения.
- Модель внутрикорпоративного обучения, позволяет создать в образовательной организации единое методическое пространство для педагогов на этапе реализации ФГОС ДО. Программа корпоративного обучения строится исходя из проблем конкретного педагога, с опорой на его инициативу. При этом изменяется не столько вид деятельности педагога, сколько способ ее организации.
- Одним из путей оптимизации развития кадрового потенциала является создание внутри коллектива творческих групп, которые объединяют педагогов на основе близости актуальных профессиональных интересов.
- В результате внутрикорпоративного обучения произошло увеличение удовлетворенности профессиональной деятельностью, значимое улучшение социально-психологического климата, повышение сплоченности коллектива, положительные изменения в мотивационной сфере, повышение самооценки педагогов дошкольной организации.
Таким образом, модель внутрикорпоративного обучения МБДОУ ДС №53 стала важнейшим условием для профессионального образовании педагогов, позволяет организовать его оптимально для педагогов в соответствии с их потребностями, эффективно используя возможности образовательной организации.
Библиографический список
- Полухина, У.Г., Копытова, А.В., Организация непрерывного повышения квалификации педагогов дошкольной организации по проблеме введения ФГОС ДО. //Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы XII Межд. научно-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2 / Межд. академия наук пед. образования ; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – М. ; Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 328 с.
- Ресурсы образования [Электронный ресурс]: Режим доступа :URL: http://www.resobr.ru/materials/46/39808/ (дата обращения: 14.10.2015 г.).