«Семейная гостиная» - как форма работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Ильдеркина Светлана Николаевна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, где осуществляется первичная социализация ребенка, становление его как личности, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обуславливает значительные изменения в жизни самой семьи и ее функционирования.  Такая семья чаще всего попадает в изоляцию, испытывает недостаток знаний в воспитании и развитии особого ребенка.

На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и созданием условий для участия родителей в образовательной деятельности, обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности   в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.   Помимо специализированных образовательных учреждений, в состав уже действующих ДОУ вводятся новые формы дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Для детей, которые по каким -  либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, создаются центры игровой поддержки развития (ЦИПР), консультативные пункты, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», службы ранней помощи, деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Одним из таких вариативных форм оказания помощи детям и их семьям является лекотека. Лекотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Здесь родители – полноправные участники воспитательно – образовательного  процесса: ониполучают полную информацию о перспективах развития ребёнка, принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы, вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком, обучаются приёмам формирования в семье психолого - педагогических условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Учитывая тот факт, что  лекотеку посещают дети разного возраста  и с разными образовательными потребностями (с нарушениями опорно – двигательного аппарат, зрения, интеллектуальной сферы и т.д.), учителю – дефектологу очень сложно организовать качественную и направленную работу с каждым родителем.

Применение традиционных форм работы с родителями в условиях лекотеки затрудняется и тем, что у специалиста много времени уходит на работу с каждым ребенком и применение только консультаций, устных форм работы недостаточно удовлетворяют запросам родителей. Но, в то же время, учитывая тот факт, что в лекотеке дети постоянно находятся с родителями, у учителя – дефектолога есть большие возможности использовать это для их непосредственного участия в работе с детьми.

С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки нами была разработана программа, где встречи с родителями проходили в форме «Семейных гостиных».

«Семейная гостиная» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, их сплочению, передаче опыта в воспитании детей, укреплению института семьи.

Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика   встреч варьируется в зависимости от запроса родителей. Каждый родитель имеет возможность высказать свои пожелания, предложения, касающиеся организации и содержания работы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых. 

Программа делится на 3 этапа: подготовительный, основной и этап закрепления (заключительный). Основными задачами программы по взаимодействию с семьей являются:

  1. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
  2. Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
  3. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
  4. Повышение потенциала взаимного доверия между  образовательной организацией и семьей.
  5. Актуализация в  сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Сотрудничество учителя - дефектолога, родителя и ребенка с особыми образовательными потребностями по программе предполагает работу участников воспитательно – образовательного процесса по схемам «педагог - родитель», «педагог – ребенок - родитель» и «родитель – ребенок».

Содержание работы по схеме «педагог – родитель» направлен на оказание специалистами консультативной помощи семьям детей с ОВЗ. Эта работа  носит как индивидуальный (когда педагог консультирует родителя по результатам диагностического обследования ребенка, особенностей его развития, заполняет тетради для домашних заданий) или групповой характер (родительские собрания, групповые консультации, тренинги, семинары и т.д.). 

Кроме этого, консультационный материал для родителей был в устной (семинары, консультации, деловые игры и т.п.) и в письменной форме (буклеты, памятки, рекомендации, выставка специальной литературы и т.п.).

Педагогическое сопровождение семьи по схеме «педагог - родитель – ребенок» осуществлялось в ходе совместной игровой деятельности педагога иребенка и непосредственно образовательной деятельности, где родитель являлся непосредственным участником образовательного процесса.

Содержание работы по схеме «родитель – ребенок» осуществлялось в процессе самостоятельной игровой деятельности ребенка.

Вся программа состоит из встреч в «Семейной гостиной», которые проводятся в течение 10-ти недель. Встречи  проходили 2 – 3  раза в неделю.  Продолжительность встреч  составляло от 30 минут до 1 часа. Увеличение времени происходило за счет включения в «Семейную гостиную» самостоятельной игровой деятельности детей, а также педагогов и родителей с детьми.   Необходимо отметить, что учитывая  неоднородность группы по видам нарушения и возрасту детей, при реализации этой программы предполагалось активное сотрудничество учителя-дефектолога, педагога – психолога и воспитателя группы при организации «Семейных гостиных»

Участие в работе «Семейной гостиной» помогает родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей, и у детей. Появляется желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повышается психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию  равноправных и равноответственных партнёров.

Таким образом, учитывая один из важных  аспектов требований ФГОС ДО  о необходимости создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения  их компетентности   в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей,  мы предполагаем,  что в условиях лекотеки наиболее продуктивной и информативной будет  организация работы с родителями в форме «Семейной гостиной».

Список литературы

  1. Закрепина А. В.  Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С.94 – 101. 
  2. Марченко Т. М. Детско – родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями в речи // Дефектология. – 2014. - № 1. – С. 45 – 52.
  3. Павлова Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42 - 47.
  4. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2005. - № 1 – С.3 – 10.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от  28 февраля 2014 года №08-249.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Опубликовано: 29.08.2015