Проектная деятельность в начальной школе
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Комельских Мария Геннадьевна
Организация: МКОУ НОШ №13
Населенный пункт: Свердловская область, п. Бобровский
«Расскажи — и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Эта китайская пословица очень хорошо раскрывает глубину проектной работы.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи.
Новые образовательные стандарты требуют, чтобы в начальной школе ребенка научили, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению (желанию учиться), помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Поэтому очень важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах. Речь идет о формировании такого вида деятельности, как проектная деятельность — новое содержание современного образования.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Проектная работа в 1 классе – это сложный процесс, но осуществимый. Уже четвёртый год в нашей школе ведётся активная работа над проектной деятельностью. В школе ведётся кружок, на котором ребята знакомятся с теорией и практикой проекта: понятие, цель, задачи и т.п., а потом на практике, выбирая тему, добывая информацию, ребята защищают свои проекты. Темы проектов представлены в учебниках, либо их предлагает учитель: «Сказочная буква», «Любимое число», «Игры наших бабушек и дедушек» и другие. Проект может быть представлен в виде сочинения, исследования, сценария, газеты, презентации и т.п.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой, интернетом и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, начинают мыслить творчески, приобретают опыт выступления.