В помощь учителю начальной школы: характеристика специфических ошибок письма и рекомендации по их преодолению

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кшимовская Людмила Петровна

Организация: ГБОУ Школа № 998

Населенный пункт: г. Москва

Современные школьные программы по обучению грамоте, программы по русскому языку и литературному чтению, составленные с учётом новых образовательных стандартов, ориентированы на обучение детей с достаточно сформированными психологическими предпосылками учебной деятельности и нормальным уровнем речевого развития.

Однако реальная школьная практика свидетельствует о том, что учителю приходится работать с очень разноуровневым и разнообразным  составом детей в классе, как с точки зрения здоровья, эмоциональных и энергетически возможностей ребёнка, так и уровня его интеллектуального и речевого развития. Данные реалии отражены и во ФГОС: «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Именно для удовлетворения этих особых образовательных потребностей, для предупреждения и преодоления неуспешности в учении достаточного большого количества детей направлена коррекционная деятельность школьных логопедов и психологов. Но, как показывает практика, наблюдается стойкая тенденция к сокращению количества таких специалистов в массовой школе…

Поэтому в создающихся условиях школьному учителю часто приходится брать на себя решение учебных проблем детей с ОВЗ. Для этого, естественно,  нужно вооружиться некоторыми специальными знаниями, овладеть специальными методами и приёмами, направленными, в частности, на коррекцию нарушений письма и чтения.

По разным данным, от 25% до 35% детей в начальной школе неблагополучны по письму и чтению, по данным  же признанного авторитета в логопедии Л.Г. Парамоновой  количество младших школьников с дисграфией достигает 30%. В таких условиях современный учитель просто обязан знать некоторые базовые логопедические понятия, как то: «Дисграфия - это это стойкие, повторяющиеся специфические ошибки письма, не обусловленные  недостаточным знанием грамматических правил». Причины таких  ошибок разнообразны и неоднозначны, они связаны и с наличием нарушений определённых компонентов в речевой системе ребёнка, и с недостаточностью уровня сформированности зрительно-пространственных функций, и с проблемами познавательной сферы. Имея представление о таких понятиях, учитель не будет списывать «глупые», «нелогичные» ошибки ребёнка на его невнимательность или недостаточное усердие и решительно снижать оценки за письменные работы, тем самым наказывая ребёнка за то, в чём он не виноват…Помогать такому ребёнку прежде всего должен логопед, но для реализации принципа индивидуального и дифференцированного подхода к учащимсяcОВЗ,  учитель должен взять на вооружение  элементарные знания о характере специфических нарушений письма и способах работы с ними.

Характеристика специфических ошибок письма

1.  Ошибки, обусловленные несформированностью действий языкового анализа и синтеза на уровне звука, слова, предложения.•  Искажение звуко-слоговой структуры слов:

- пропуски, вставки лишних букв, перестановка букв:

«лто» вместо «лето»,  «стлол» вместо « стол», «вебра»  вместо «верба»;

- пропуски слогов в словах, вставка лишних слогов, перестановки слогов:

«гова»  или «гололова» вместо «голова», «мотолок» вместо «молоток»;

- разделение одного слова на части, смещение границ слов: «у тюг»,

«о кно»  «на ступил», «кдому», «по дстолом», «моякошка».

•  Слияние нескольких  слов  в одно слово в предложении, отсутствие обозначений границпредложения: «детиигралиналугу»; «начался дождик ребята побежали домой»

•  Персеверация - застревание на одной букве или одном слоге):

«магазим», «стутупали», «у Деда Модоза»

•  Антиципации  - предвосхищение последующих букв и слогов:

«на девевьях», «с родмыми местами»

2.  Ошибки фонематического восприятия(смешения по акустико-артикуляционному сходству):

Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков:

- замена звонких согласных парными глухими и наоборот по причине сходства как звучания, так и артикуляции  этих звуков: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ж-ш; ребёнок  может писать «торога» вместо «дорога»,  «дубло» вместо «дупло»; «кокда» вместо «когда»;

- замена мягких согласных соответствующими  твёрдыми согласными и наоборот: «ден» вместо «день»,  «малчик» вместо «мальчик»,  «клон» вместо «клён» и т.д.

- разнообразные замены в группах свистящих( с, з ) и шипящих( ш, ж, ч, щ) звуков: «сапка» вместо «шапка», «прузына» вместо «пружина», «сенок» вместо «щенок»;

- замены  аффрикат ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-с: «чепки» вместо «щепки», «черчит» вместо «чертит», «пцицы», «куриса»;

- буквенные замены в группе сонорных согласных (р, рь, л, ль) и й: «глачи» вместо «грачи», «чалька» вместо «чайка» и др.

- замены лабиализованных(губных) гласных о-у, ё-ю: «голоби», «укуни», «тюплый».

Если же подобные замены и смешения происходят и в устной речи ребёнка, то ему безусловно необходима  логопедическая помощь.

3. Аграмматизмы на письме, т.е. написание как бы  вопреки правилам грамматики:

- ошибки в согласовании:  «красноя яблоко», «белые медведь»;

- ошибки в управлении: «два дерево», «лечить дети»;

- неправильное употребление предлогов: «выпал с(из) гнезда», «идёт на(по) дороге»:

- ошибки в формообразовании и словообразовании: «окны», «утёнки», «грибовый суп», «ветерный день», и др.

Если у ребёнка встречаются аграмматизмы на письме, то они заметны и в устной речи ребёнка,  и в таких случаях обращение к логопеду обязательно.

4. Замена букв по принципу оптического и кинетического сходства и искажённое их написание:                   

В - д,    у – д – з,    и – п,    с – е,    г – р,   п – р,  З – Е – оптически сходные рукописные буквы. Ошибки в их написании обусловлены прежде всего несформированностью навыка зрительно-пространственного  ориентирования, трудностями  оптико-пространственного анализа, неточностью зрительного восприятия.

Кинетически сходные рукописные буквы – буквы: о – а,  п – т,  л – м, и – ш, ц – щ, П – Т,   б – д,   и – у, х – ж, ш – щ, У – Ч,  Г – Р -  сходные по движениям руки при  написании  их элементов,  но  отличающиеся количеством этих элементов или их расположением.

Также характерные ошибки при написании букв:

- недописание  элементов букв;

- добавление лишних элементов;

- написание вместо нужного элемента сходного с ним;

- неправильное расположение букв в пространстве по отношению друг к другу;

- «зеркальное»  письмо.

В письменных работах  детей могут встречаться специфические ошибки как одного вида, например, только смешениебукв по оптико-кинетическому сходству, так комбинации специфических ошибок.

При организации работы с ребёнком, имеющим специфические нарушения письма, учителю следует помнить, что на первыхэтапах работа с ребёнком должна преимущественно проходить в устном плане: упражнения на развитие слухового, фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, звуковой анализ слов.

Также важно понимать, что  подход «больше писать» - списывать или писать диктанты,  успеха не принесёт. В больших текстах неизбежно будут ошибки, что в очередной раз зафиксируется в сознании ребёнка как неуспех. Оптимальные формы работы – вставить, дописать, подчеркнуть, выделить, найти и т.д. Игровые упражнения и задания также способствуют достижению положительных результатов в работе, так как помогают создать необходимый  режим благоприятствования для ребёнка.

Рекомендации по предупреждению и преодолению ошибок письма, обусловленныхнесформированностью   действий звукового анализа

Наиболее распространёнными специфическими ошибками  письма являются  пропуски  букв в словах. Пропуски   в словах гласных и согласных, недописания последних букв, перестановки букв в словах  свидетельствуют о неумении ребёнка установить последовательность звуков  в слове, определить место звука в слове. Ребёнок не слышит и не выделяет те или иные звуки в речевом потоке, соответственно не соотносит их с буквами  и не пишет эти буквы.

Причинами  пропусков букв являются также слабая концентрация внимания, несформированность  приёмов самоконтроля.

Для устранения ошибок подобного рода  необходимо формирование полноценных навыков звуко-буквенного  анализа. Также следует  практиковать письмо с проговариванием, когда произнесение  звука и написание его буквы происходит  одновременно, синхронно.

1.  Упражнения на развитие концентрации внимания:

1)  выполнение (повторение)  узора по образцу;

2) распутывание перепутанных линий;

3) переписывание без ошибок строчек произвольно подобранных букв;

4) игры с описанием предмета по памяти: внимательно рассмотри в течение 1-2 минут предмет на картинке или в жизни (вазу, чашку, портфель и др.) , затем опиши по памяти(величина, форма, цвет, материал и т.д.)

2.   Устные упражнения на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза:    

1)  определить количество звуков или букв в слове с помощью цифрового ряда на звуковой линейке: звуки или буквы (не путать!) слова называются последовательно, по цифровому ряду определяются их место и количество (показать чертой, точкой );   слова не записываются;

 
 

 1    2     3     4    5 .   6    7     8     9    10     11  12   12

 

 

 

 с   а    х   а    р  - 5 букв

2) показать на звуковой линейке место гласных или согласных в слове с помощью красных (гласные), синих (твёрдые согласные), зелёных (мягкие согласные) фишек:

р    а   б    о   т    а      

1    2     3     4    56    7     8     9    10     1112  

3) придумать  слова, где заданный звук (буква) был бы на указанном месте:  звук   «У»  второй  в слове:  сумка, луна,   музыка, путь и др.;

4) подобрать или показать на картинке, «найти» на кухне, среди игрушек, на улице     слова  с  определённым количеством   звуков; 

5) игра «Цепочка слов»: последний звук (или последний слог) одного слова  является   первым звуком(слогом)    другого слова:

боль – лес – спорт – танец и т.д.;   гу-ба – ба-ран – ран-ка – ка-пи-тан – тан-ки и т.д.

В игре можно перекидываться мячом.

3.  Письменные упражнения на развитие звуко-буквенного анализа:

1) запись под диктовку слов  или предложений только гласными буквами или   только согласными буквами, на месте других букв ставить прочерк:

дом    - о -,   читаю     - и – аю,  клюква    - - ю - - а

слон   сл – н,    карман     к – рм – н

Юля  любит мороженое.      – л -      - ю – и -      - о – о – е – о

2) составление словарных лесенок  с постепенным увеличением количества букв   в слове , основание лесенки – исходное слово 

оон

ссон

ллицо

и искра

к картон

3) образование из букв данного слова возможно большего количества новых слов:      крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка)

4) «ремонт» слов – вставить в слова пропущенные гласные буквы(указать какие):

А, О, У:    з – б – р , кл – б - к , кр – п -;          схркрпккшк

5) собрать из рассыпавшихся букв слово:   а к ш а (каша)    с о в о л (слово)

4. Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза слов:

1) определить количество слогов в слове и их последовательность: сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог слог первый , третий?

2) придумать  слово,  состоящее из определённого количества слогов;

3) составить слова из слогов, которые «потеряли» своё место:ро, го, док – городок

4) образовать новое слово путём добавления слога:

Кар, кар-та,  кар-лик, кар-ман, кар-тош-ка, кар-ти-на

5) из односложного  слова образовать  двусложное, трёхсложное, четырёхсложное: 

тигр,  тиг-ры,  тиг-рё-нок

6) получить новое слово, переставив слоги местами:бан-ка – ка-бан пи-ла – ли-па

7)  составляем  «цепочку» слов: последний слог одного слова является первым слогом другого:нора – работа – тапочки – кино  и т.д.

8) распределить картинки  в соответствии с количеством  слогов;

9) дописывать в слове недостающий слог;

10) выписывать из слов только ударные слоги, составить из них слова, из слов предложения.

 

Список литературы

1. Барсукова Л.А., Румега Н.А.,. Земская Н.Е. Логопедия для учителей, родителей, психологов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010

2. Костромина С.Н.. Учиться на пятёрки по русскому языку. Как? М:, «Еврознак», 2008

3. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. М: «Эксмо», 2004

4. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М: «Парадигма», 2012

5. Хотылёва Т.Ю., Галактионова О.Г., АхутинаТ.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе.М: В. Секачев, 2014

Опубликовано: 16.08.2015