Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Баянова Эльвира Фирусовна
Организация: МАДОУ д.с. №17
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация – это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, например, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые, - это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребенку выработать саморегулирующие механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но это время тяжело не только детям. Но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов (4):
- Целенаправленность, системность, плановость;
- Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- Возрастной характер взаимодействия с родителями;
- Доброжелательность, открытость.
Л.В. Белкина (3) предлагает использовать следующие формы организации общения педагогов и родителей:
- Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
- Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, - это в первую очередь, общение на основе диалога, открытость. Искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
- Наглядно-информационные (папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь»). Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами информационно-наглядной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.
Также общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.
Интересный и полезный опыт по адаптации детей 2-3 лет накоплен в детском саду №13 «Умка» города Химки Московской области. В рамках дополнительного образования в первой половине дня проводятся занятия для малышей, где мамы становятся партнерами педагога и активно участвуют в работе с малышом. Большая часть занятия отводится совместным адаптационными играм для того. Чтобы снизить напряжение. Страх и тревогу и переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, конечно, игра. В игре ребенок получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками. Знакомиться с нормами и правилами жизни и т.д. А если в этих играх партнером является собственная мама, то нет ничего приятнее, чем тактильный и эмоциональный контакт с ней.
К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:
- Новую игру учат несколько занятий;
- При введении новой игры знакомые игры повторяются;
- Продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют индивидуально по количеству повторений;
- При повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Постепенная адаптация на занятиях может включать несколько периодов:
Первый период: «Мы играем только вместе».
Второй период: «Я играю сам, но ты будь рядом».
Третий период: «Иди, я немножко поиграю один».
Четвертый период: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».
Опыт показывает, что после таких занятий ребенок, впервые приходящий в обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.
Литература:
- Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на осоение окружающей среды, совместные игры / авт.-сост. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 124 с.
- Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. – М.: Учпедгиз, 1948.
- Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006.
- Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.