Формирование ценностных ориентаций младших школьников в условиях реализации ФГОС

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Казак Наталья Анатольевна

Организация: МАОУ СОШ №67

Населенный пункт: г. Томск

Ключевые слова: ценностные ориентации, воспитание ценностных ориентаций школьника, образовательный процесс в школе, воспитательная работа.

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования ценностных ориентаций школьников в образовательном процессе школы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет высокие требования к образовательным организациям, в том числе по воспитанию школьников и формированию у них ценностных ориентаций. Поэтому не вызывает сомнений актуальность исследования. В статье раскрыто понятие ценностных ориентаций младших школьников и представлена деятельность педагога по их формированию.

 

В последние десятилетия обнаружились проблемы, связанные с развитием детей и молодежи. Статистические данные Комиссий по делам несовершеннолетних свидетельствуют о повышении преступлений, случаях насилия, алкоголизма и наркомании среди детей школьного возраста. О причинах девиантного поведения детей и подростков и способах его коррекции говорят психологи, учителя, родители – это стало общественной проблемой.

 Социальные, экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, формируют новый социальный заказ к подрастающему поколению, мотивированному на приобретение знаний, умений и компетенций, разделяющему традиционные нравственные ценности, готовому к мирному сосуществованию. Ключевая роль для решения этих задач принадлежит системе образования.

Президент Российской Федерации В.В.Путин сформулировал стратегические ориентиры воспитания: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, живущих рядом» [1].

Нормативные документы последних лет предусматривают соответствие процесса образования, воспитания и развития школьника. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введённый в 2011 году, так же акцентирует внимание на неразрывной связи процесса обучения, воспитания и развития личности.

 В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркнута актуальность этой проблемы: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [2,c.5].

 Для успешного воспитания нового поколения необходимо определить понятие ценностных ориентаций.

В «Новейшем философском словаре» ценностные ориентации определены как элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого через принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации [3, с. 798].

В образовании ценности выступают как поведенческие ориентиры, отражающие направленность личности, отношение к себе и миру.

В.А. Сластенин включает в понятие «ценностная ориентация» следующее содержание: это система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. [4].

При организации процесса обучения и воспитания школьника необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на формирование его ценностных ориентаций: социальные ценности общества, семьи, школы и ближайшего окружения.

Знакомство ребенка с ценностями начинается с первых лет жизни в процессе ознакомления с окружающим миром. Формирование качеств личности, воспитание происходит через приобретение нового социального опыта и принятие общественных ценностей.

Следует отметить, что ценностные ориентации тесно взаимосвязаны с личной позицией. Устойчивость личностной позиции формируется в результате усвоения нравственных норм поведения и проявляется в оценке и самооценке, анализе и самоанализе.

Воспитательный процесс, организованный в школе для формирования ценностных ориентаций школьников, понимается нами как целенаправленная деятельность педагога, имеющая системный характер, продолжительная во времени и не предусматривающая авторитарных навязываний  мнений педагога.

По мнению Н.А. Асташовой, процесс формирования ценностных ориентаций учащихся может включать следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностной ориентации; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, то есть в своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности педагога или родителя [5, с. 11].

Выделим способы деятельности педагога на каждом этапе. Предъявление ценностей школьнику осуществляется как в специально созданных условиях взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности, так и в повседневном общении. Основными субъектами, предъявляющими ценности, должны быть педагоги и родители, жизненный опыт которых, профессиональная культура, компетентность являются авторитетом для младших школьников. Так, например, на первом уроке в День знаний в первом классе педагог знакомит младших школьников с традициями школы, с укладом школьной жизни и правилами поведения на уроке и во время перемены.

Осознание школьниками системы ценностей происходит сразу же при их предъявлении и осуществляется постепенно, включая в себя постижение ценностных ориентаций, действий на их основе, способов осуществления действий и возможные результаты. Ценностные ориентации на этом этапе приобретают черты осознанности и направленности при выборе способов поведения. Вернемся к первому примеру. В течение сентября на курсе «Введение в школьную жизнь» первоклассники учатся сотрудничать друг с другом и учителем, работать по правилам в паре и группе, при ответе поднимать руку, выказывать свое мнение, не перебивая собеседника. При этом формируется осознанное побуждение, мотивация, вызывающая необходимые проявления личности.

Важным акцентом на этапе принятия осознанной ценностной ориентации школьником является ее сравнение и соотнесение с собственными личностными ценностями.

Приведём пример. Вводный урок обучения грамоте по УМК «Школа 2100», тема: «Знакомство с Букварем. Знакомство с прописями». Учитель: «Почему у вас у всех одинаковые книги? Разве интересно, когда у всех одна и та же книга? Почему в школе детям дают одинаковые книги? Как называются эти книги?» При диалоге с учителем у младших школьников формируется умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Учитель: «Как будем обращаться с учебниками? Почему?» При работе с первой страницей прописи учитель задаёт вопросы: «Посмотрите, кто изображен на картинке? (Мальчик и девочка). Кто эти дети? (Ученики). Как вы догадались? (Ответы детей). Обратите внимание, во что одеты дети? (Это русские национальные костюмы). А где живут эти ребята? (В России). Вам картинка нравится? Чего не хватает? (Картинка не раскрашена). Давайте раскрасим её». У учителя на слайде цветная иллюстрация с изображением русской национальной одежды. В это время происходит процесс воспитания нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, гражданско-патриотическое воспитание.

Уже на этапе реализации осмысленные и осознанные ценностные ориентации являются мотивом к действию. Так, например, на этапе подведения итога уроков учитель ведёт такой диалог: О чём мы говорили сегодня? Что нового узнали? А что для вас уже было известно? Кто доволен сегодня своей работой? Кто хотел бы что исправить? Что для этого нужно сделать? Отметок у нас в школе в первом классе не ставят. А каким бы словом вы оценили свою работу? Почему? Давайте вспомним правила поведения и отдыха на перемене…

При закреплении ценностных ориентаций, чтобы они стали свойством личности, школьникам необходимо неоднократно осмысливать суть ценностных ориентаций и применять их в разных ситуациях в деятельности и поведении. Это происходит и при анализе детских произведений на уроках литературного чтения, и при обсуждении диалогов героев Лены и Миши на уроках окружающего мира (формирование умения оценивать свои и чужие поступки).

 Цикл формирования ценностной ориентации завершает этап актуализации потенциальной ценностной ориентации, когда школьник действует как осознанно, так и не осознаваемо в разных условиях, проявляя свое отношение, желания и принципы. Показателями сформированности ценностных ориентаций младших школьников являются формы поведения на уроках, переменах и вне школы, ориентация на моральные нормы и нравственные поступки, осознанность действий и понимание того, для чего эта деятельность осуществляется.

 Для определения уровня сформированности ценностных ориентаций младших школьников педагоги и психологи советуют следующие диагностические материалы: «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» Ксензовой Г.Ю., анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, «Раздели игрушки» для выявления нормы справедливого распределения, «Разбитая чашка» (модификация задачи Ж. Пиаже) для выявления учета мотивов героев, «Опросник Е.Кургановой», «Булочка» (модификация задачи Ж.Пиаже) по координации трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи и учет принципа компенсации, анкета «Выявление уровня воспитанности школьника».

В условиях сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, родителей, школьников специально организованные занятия, классные часы, встречи с интересными людьми, расширение общения, столкновение с многообразием форм поведения, взглядов, и идеалов стимулирует формирование нравственных ориентаций школьников.

 

 

Литература

  1. Официальный сайт регионального центра развития образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2015/02/Proekt-Strategii2.pdf (дата обращения:31.03.2015).
  2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, В.А. – Москва: Изд-во «Просвещение», 2010. – 23с. 
  3. Новейший философский словарь / под общ. ред. А.П. Ященко, 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2006. – 896 с.
  4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – Москва, 2003. – 192 с.
  5. Асташова Н.А. Аксиологическое образование современного учителя: Методология, концепция, модели и технологии развития: дис. докт. пед. наук. – Брянск, 2001. – 496 с.
Опубликовано: 30.07.2015