Проектная технология обучения

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Чуркина Екатерина Владимировна

Организация: МБОУ «Иваньково-Ленинская ООШ»

Населенный пункт: Чувашия, Алатырский район, с. Иваньково-Ленино

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения цель образования обозначена как формирование предметных и универсальных способов действий, а так же опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.

В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Одним из способов формирования  компетенций является  метод проектов.

Учебники немецкого языка И.Л.Бим нацеливают на использование проектной методики при обучении немецкому языку, начиная с младшей ступени обуче6ния. На мой взгляд,  данный метод способствует формированию у учащихся ключевых компетенций.

Типы  проектов:

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

Творческие проекты

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры  в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника.

Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы информации; результат информационного поиска; презентация.

Метод  проектов я использую  со 2 класса.

В качестве долгосрочного коллективного проекта во втором классе  выступает написание «Книги о себе», который провожу со 2-го класса по 4 класс. Книга о себе включает такие разделы, как:

- я и моя семья;- мое любимое домашнее животное;- моя классная комната;- мои друзья ;

- хобби и т.д.

К наиболее  удачно выполненным нами проектам относится проект по теме «Meine Familie» в 2 классе, работа над которым проводилась на этапе применения изученного материала в течение нескольких уроков.

I  этап :

Мы обсудим темы проектов в рамках программы и учащиеся разбились на группы по выбору:  1группа готовила рассказ о маме в форме диалога-расспроса; 2 группа- рассказ о себе и семье.

I I этап : Под моим руководством был разработан план проведения проекта :

- каково содержание проекта

- каким будет результат проекта,  способ презентации;

-распределили роли в группах;

- обсудили сроки выполнения.

III этап : Отработали  программный лексико-грамматический материал по    теме.

IV этап: Руководители групп собрали воедино материал, под моим руководством откорректировали полученную информацию.

V этап : Оформление проекта.

VI этап : Представители каждой группы  защищали проекты на обобщающем открытом уроке.

VII этап : Рефлексия (обсуждение результатов; оценка проекта).Одна из групп подготовила стенд  „Meine Mutter“ , другая группа рисунок с рассказом „Ich und meine Familie“  для   «Книги о себе».

Такая творческая работа доставила ребятам удовольствие, позволила проявить свои таланты, фантазию. Учителя и гости,  присутствующие на данном уроке, высоко оценили знания учащихся.  Ученики показали большую  заинтересованность  в изучении немецкого языка.

В качестве долгосрочного коллективного проекта в 4 классе стала подготовка и проведение праздника «Прощай 4 класс». Ученики готовили стихи, песни на немецком языке, а также инсценировку «Репка». Родители были довольны, что их дети хорошо владеют иностранным языком.

В 5 классе  учащиеся продолжают работу над проектом «Книга о себе», на завершающем этапе изучения цикла уроков по теме  «Город» ученики выполняют ряд минипроектов «Старый немецкий город», «Моё село», «Люди, которые живут  в городе», «Улицы города», продуктами которых являются стенгазеты, коллажи, фотовыставка  «Mein Dorf“.

В 6 классе  учащимися удачно был подготовлен проект «Die Jahreszeiten»

Так как в классе всего 5 учащихся то каждый выбрал по одному времени года, подготовив рассказ, доказывая, что его время года самое лучшее. Составлялись  диалоги расспросы по теме  «Welche Jahreszeit ist die schönste?».  Дискуссия велась у стенда, где учащиеся оформили коллаж «Die Jahreszeiten».

Одна ученица  подготовила проектную работу в форме  презентации в программе Роwer Poin со стихами о временах года, которая служит мне ценным наглядным материалом при проведении уроков по теме «Времен года».

Der Herbst.

Der Herbst beginnt im September. Er hat 3 Monate (September, Oktober, November). Das Wetter im Herbsi ist gewöhnlich trübe. Die Blätter sind bunt: grun, gelb, braun und rot. Sie fallen auf die Erde. Die Kinder spielen lustig mit den Blättern. Sie schmücken ihre Klasse und tanzen gern.

Der Winter.

Der Winter beginnt im Dezember. Wintermonate heissen: Dezember, Januar, Februar. Es ist kalt. Es shcneit. Alles ist weiss. Der Schnee ist weich und schön. Er glänz in der Sonne. Der Schnee liegt überall: auf der Strasse, im Hof, im Wald.

Der Frühling.

Es ist Frühling. Frühlingsmonate heissen: März, April, Mai. Der Frühling beginnt im März. Das Wetter ist warm im Frühling. Es taut. Überall sind Pfütze. Alles ist grün. Die Sonne scheint hell. Der Himmel ist blau. Die Tage werden kürzer.

Der Sommer.

Es ist Sommer. Im Sommer ist heiss. Die Sonne scheint hell. Die Vögel singen lustig ihre Lieder. Die Blumen blühen im Garten und im Vorgarten. Die Tage sind lang und die Nächte sind kurz. Der Thermometer zeigt 25-30 Grad über Null.

«Welche Jahreszeit ist die schönste?

Диалог-расспрос

Der Herbst

1 - Der Herbst ist die schönste. Stimmt das?

2 - Und ob! Im Herbst gibt es viele Obst und  Gemüse. Ich esse gern Birnen.

3 –  Die Kinder freuen sich sehr. Worauf freuen sie sich?

2 – Am 1 September beginnt das neue Schuljahr. Die Kinder gehen wieder in die Schule.

4 – Wo arbeiten die Kinder im Herbst?

2 – Sie arbeiten gern im Schulgarten und auf dem Feld. Die Kinder haben im Herbst alle Hände voll zu tun.

Der Winter

1 – Gefällt dir der Winter?

2 – Ja, der Winter ist die beste Jahreszeit.

3 – Warum? Wie meinst du?

2 – Die Kinder laufen Schi und Schlitschuh im Winter. Ich und meine Freunde wir spielen lustig im Hof, manchmal machen wir Schneeballschlacht.

4 – Welcher Winterfeiertag lieben die Kinder am meisten?

2 – Natürlich, das Neujahrfeier. Wir sind froh, bald kommen Winterferien.

Der Fruhling

1-Der Fruhling ist die beste Jahreszeit.

2- Warum? 

1- Die Sonne scheint hell. Die Tage werden länger. Alles wird grün. Die Blumen blühen.

3-Und was machen die Kinder im Frühling?

1-Sie gehen spazieren, spielen Ball und Volleyball. Das ist prima.

4-Sie haben im Fruhling alle Hände voll zu tun. Findest du das toll?

1 – Ja, das ist klasse!

Der Sommer

1 – Gefällt dir der Sommer?

2 – Ja, der Sommer ist die beste Jahreszeit.

3 – Warum? Wie meinst du?

2-Alle Kinder haben die Ferien.

4- Was hast du im Sommer gern?

2- Ich bade und schwimme gern. Oft gehe ich in den Wald, um Beeren zu sammeln.

Gedichte

Der Herbst

Bunt sind schon die Wälder

Gelb die Stoppelfelder

Und der Herbst beginnt.

Bunte Blätter fallen

Graue Nebel wallen

Kühler Wekt der Wind.

Septemberzeit, die Erntezeit

Bringt Glück und Wohlstand weit und breit

Die Ferien zu Ende sind,

Das neue Schuljahr nun beginnt.

 

 

 

Der Winter

 

Heisser, wie es Zucker schneit

Winter, Winter.

Weiss das haus,

Weiss der Zaun

Einen Schneeman wollen wir bauen.

Der erste Schnee, der erste Schnee,

Die weisse Flachen fliegen.

Die Luft ist kalt, der Wind weht rein

Und Garten, Wiese, Feld und Wald

In weisser Hügel liegen.

 

 

 

Der Fruhling

 

Die Tage werden länger

Und kürzer wird die Nacht

Es kommt der Schöne Frühling

Mit seiner Lust und Pracht.

Der Schnee ist geschmolzen

Der Frühling ist da.

Ich singe ihm ein Liedchen

Tra-ra-ra, tra-ra-ra!

Der Frühling kommt

Alle Vögel sind schon da

Alle Vögel alle,

Welche ein singen, musizieren,

Pfeifen, Zwitschern, tirilieren.

Frühling will nun einmarschieren

Kommt mit Sang und Schalle.

 

 

 

Der Sommer

 

Heute ist das Wasser warm

Heute kann es nicht schaden

Schnell hinunter an der See

Heute gehn wir baden!

Eins, zwei, drei – die Hosen aus,

Hemd und Wäsche.

Und dann plums – ins Wasser rein!

Grade wie die Fläsche!

Der Sommer

Der Sommer sagt ade

Zu Ende ist die Ferienzeit

Der Sommer sagt ade

Wie war es schön im weiten Land

Im grünen Wald, am gelben Strand

Am blauеn Meer, am See.

 

 

Rätsel:

Die Felder weiss, auf Flüssen Eis.

Es weht der Wind, wann ist das Kind? (im Winter)

Welches Jahr hat nur einen Tag? (das Neujahr)

Was ist das?

Aus dem Wolken fliegt es, auf der Erde liegt es,

Von den Bäumen fällt es, jedem Kind gefällt es,

In der Hand muss er zergehen, jeder Winter kannst du es sehen.

(die Schneeflocke).

Welche Blumen blühen im Winter? (die Eisblumen)

Was grünt im Sommer und auch im Winter?

Und worüber freuen sich zum Neujahrszeit die Kinder?

(über den Tannenbaum)

Er steht vom Licht umglänzet,

Geschmückt im hohen Raum

Um ihn die Kinder tanzen,

Das ist ... (der Tannenbaum)

Welcher Mann hat Angst vor der Sonne (der Schneemann)

Der Schnee wird weich, es taut der Teich,

Lang wird der Tag, wann ist das? Sag! (im Frühling)

Welches Glöckchen kann nicht tönnen (das Blumenglöckchen)

Die Sonne glüht, die Linde blüht,

Das Korn wird voll, wann ist das wohl? (im Sommer)

 

Der arme kleine, steht immer auf einem Beine

Hat einen Fuss und keinen Schuh,

Hat einen Hut und keinen Kopf dazu (der Pilz)

Wer sagt mir einen Vogel an,

Der seinen Namen rufen kann (der Kuckuck).

Das Feld ist leer und regenschwer,

Die Erde nass. Sag, wann ist das? (im Herbst)

При работе  над темой «Охрана окружающей среды в 7 классе» я вовлекла учащихся в дискуссию «Природа и человек: друзья или враги?» В процессе дебатов образовалось 2 группы, одна из которых готовила информацию о проблемах окружающей среды, вызванных деятельностью человека, а вторая – о том, как эти  проблемы решаются в Германии и в  нашей стране. В качестве презентации был проведен круглый стол с демонстрацией наглядного материала:  слайдов,  рисунков; определены пути решения проблем: что каждый из нас может сделать для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

В рамках методического дня на открытом уроке учащиеся 7 класса представили мини-проекты по теме Was nennen wir unsere Heimat“. Работа над проектом происходила таким образом:

  1. Были образованы пары по интересам:
    1. Первая группа работала над сбором географической информации о Россиии представление своего проекта в виде диалога - расспроса;
    2.  Вторая группа  разрабатывали тему «Моё село и времена года»;
    3. Третья группа готовила рассказ о любимом месте;
  2. В течении двух недель ученики собирали информацию, писали сочинения, делали фотографии села.
  3. Далее материал был оформлен в виде презентации в программе Роwer Point

В цикле «Страноведение» учащимся  8 класса с помощью Интернет был подготовлен проект «Вдоль Рейна».  На обобщающем уроке  учащиеся обсуждали  полученную информацию, говорили о том, что нового они узнали о самых крупных  городах на реке Рейн, их истории, населении, достопримечательностях, задавали вопросы, обменивались мнениями. Была сделана выставка рисунков, посвящённая этой великой реке.

В старших классах проектная деятельность является обязательной и наиболее продуктивной, т.к. учащиеся третьей ступени имеют уже сформированные навыки исследовательской деятельности, владеют большим объемом знаний, навыков и умений для решения проблем. Учащимися 11 класса собран богатый  материал о великих людях Германии, о стране, обычаях и традициях.

При организации работы над проектом учителю целесообразно вести тетрадь контроля за работой, в которой отмечаются следующие моменты:

 

Класс

Тема

Проекта

Срок

Состав

групп

Задача

Подготовительного

этапа

Форма представления

Индивидуальные

задания

Опубликовано: 23.07.2015